Жуков М.А. ученый секретарь научного совета АНО НКЦ «Север»

Митько А.В. Президент Арктической общественной академии наук, доцент СЗИУ РАНХ и ГС 

 21 декабря 2023 года в тексте «Туман неопределенности над Красным морем» мы описали начало вооруженного противостояния хуситов с Израилем и его союзниками (Израиль объявил войну организации Хамас, а движение хуситов «Ансар Аллах» объявила войну Израилю союзниками). 20 декабря 2023 года контролирующее столицу Йеменской Республики Сану правительство хуситов направило в Международную морскую организацию (ИМО) сообщение с просьбой распространить его среди членов организации. В нем говорится, что Министерство иностранных дел Йеменской Республики свидетельствует свое уважение Международной морской организации ИМО и подтверждает, что судоходство в Красном и Аравийском морях безопасно для всех направлений, кроме сионистского образования (Zionist entity), и что военные операции, проводимые там йеменскими вооруженными силами, направлены только против кораблей сионистского образования и корабли, направляющиеся в свои порты, и что эта йеменская мера является чисто гуманитарной и направлена на снятие блокады, введенной в секторе Газа, которая дошла до того, что гражданское население не получает еды, воды и медикаментов, и будет продолжаться строго до тех пор, пока эта цель не будет достигнута. Министерство также подтверждает, что Сана, несмотря на жестокую агрессию и несправедливую блокаду в ее отношении с 26 марта 2015 года, взяла на себя и продолжает брать на себя обязательство защищать судоходство в Красном и Аравийском морях, что, несомненно, подтверждает, что оно обеспечивает высочайшие уровень приверженности и большое внимание к безопасности мореплавания. Министерство иностранных дел Йеменской Республики выразило надежду, что страны, имеющие коммерческие суда, плавающие в Красном и Аравийском морях, будут проинформированы о позиции Саны в этом отношении.

По сообщению РИА Новости со ссылкой на газету «The Times of Israel» хуситы сделали капитанам судов предложение судам, проходящим через Баб-эль-Мандебский пролив в Красное море, во избежание нападения уведомлять об отсутствии связей с Израилем. Глава высшего революционного комитета движения «Ансар Аллах» Мохаммед Али аль-Хути опубликовал в своем аккаунте в соцсети сообщение, в котором обратился к международным судоходным компаниям и транспортным министерствам с предложением каждому судну, приближающемуся к проливу, транслировать фразу: «Мы не имеем никаких отношений с Израилем». Если судно сделает заявление, но затем направится в израильский порт, оно будет занесено в «черный список» и будет захвачено при следующей попытке пересечь Красное море». Хуситы называют свое предложение «простым и недорогим решением» для деэскалации напряженности в Красном море.

Кто такие хуситы, какие возможности они имеют в Баб-эль-Мандебском проливе и какую позицию занимают, подробно описано в статье «Северный морской путь в системе международных транспортных коридоров». Движение «Ансар Аллах» контролирует примерно треть территории Йемена, но она наиболее населена и именно на ней существует порядок. Остальная территория – зоны контроля радикальных мусульманских вооруженных группировок, привлеченных альянсом арабских стран, поддерживающих свергнутого хуситами в 2015 году президента Йемена Абд-Раббу Мансура Хади, поведение которого вызвало возмущение основной части населения страны, вынудившее его бежать в Саудовскую Аравию и организовывать для возвращения власти иностранную интервенцию. 

Если еще в декабре прошлого года было непонятно: акции хуситов в отношении морских судов - эпизод, или это надолго, то теперь возникают подозрение, что длительное продолжение конфликта весьма возможно. Панарабский спутниковый телеканал со штаб-квартирой в Бейруте «Аль-Маядин» сообщил, что 10 января йеменские хуситы в Красном море у йеменских портовых городов Ходейда и Моха нанесли удар ракетами и беспилотниками по американскому кораблю. Первое нападение хуситов на транспортный корабль грузовое судно «Galaxy Leader», опосредованно принадлежащее израильскому бизнесмену Аврааму (Рами) Унгару, произошло 19 ноября 2023 года. 31 декабря, согласно сайту UKMTO, йеменские хуситы совершили нападение на американский корабль в Красном море. РИА Новости приводят данные Пентагона, согласно которым с начала палестино-израильской войны хуситы нанесли более 100 беспилотных и ракетных ударов по объектам в Красном море и Израиле.

12 января США и Великобритания нанесли серию ракетных и бомбовых удары по позициям хуситов, а глава Пентагона Ллойд Остин объявил о начале в Красном море операции «Страж процветания». Президент США (Байден) заявил: «Сегодня по моему указанию вооруженные силы США совместно с Соединенным Королевством и при поддержке Австралии, Бахрейна, Канады и Нидерландов успешно нанесли удары по ряду объектов в Йемене, используемых повстанцами-хуситами для создания угрозы свободе судоходства на одном из самых важных водных путей в мире». Премьер-Министр Великобритания Сунак заявил: «...поэтому мы предприняли ограниченные, необходимые и соразмерные действия в целях самообороны совместно с США при неоперативной поддержке Нидерландов, Канады и Бахрейна, (...) чтобы ослабить военный потенциал хуситов и защитить мировое судоходство». Объединенные морские силы стран Запада в этом регионе — морское партнерство из 39 стран, включая страны ЕС и НАТО, которое США возглавляют и которым руководят с базы Пятого военного флота ВМС США в Бахрейне. Министр иностранных дел Норвегии Эспен Барт Эйде отметил, что атаки были подкреплены резолюцией Совета Безопасности ООН, принятой два дня назад. В нем говорилось, что: «будут последствия», если хуситы в Йемене не прекратят свои недавние нападения на суда, проходящие вдоль побережья Йемена в Красном море по маршрутам к Суэцкому каналу или из него.

 

Места авиационных и ракетных ударов США и их союзников по территории Йемена, контролируемой хуситами

Танкерное объединение INTERTANKO утром 12 января распространило среди своих членов сообщение, в котором передало рекомендацию Пятого военного флота ВМС США и Объединенных морских сил. Суть рекомендации — держаться подальше от Баб-эль-Мандебского пролива, пишет Reuters. В сообщении указано, что в районе пролива существует угроза судоходству и оптимистично отмечено, что угроза продлится всего несколько дней. 13 января (день выборов на Тайване) США нанесли удар крылатыми ракетами Tomahawk по радару хуситов. В ответ хуситы нанесли удар ракетами «земля — земля» и по сообщению «Аль-Маядин» попали в некий американский корабль (вероятно - эсминец ВМС США «USS Carney»). Удары хуситы нанесли также по американским и британским военным базам и объектам. Военный представитель движения «Ансар Аллах» Яхья Сариа уточнил, что применялись ракеты и беспилотники.

Удар по Йемену ведет к обострению общей ситуации на Ближнем Востоке. При этом было заявлено, что наземная операция производиться не будет, а удары будут наноситься только дистанционно. Но йеменские хуситы – это даже не афганские пуштуны. Это – еще серьезнее, о чем рассказано в статье «Северный морской путь в системе международных транспортных коридоров». Шииты Йемена, населяющие преимущественно горные регионы страны, - природные войны. Они воюют с небольшими перерывами уже много столетий. Начиная с 2015 года хуситы успешно противостоят не только привлеченным против них боевым отрядам ИГ и братьев-мусульман, но и вооруженной современным американским оружием армии Саудовской Аравии. Значимой инфраструктуры в Йемене мало, ее с 2015 года до прошедшего года включительно непрерывно бомбила авиация Саудовской Аравии. И что? И – ничего. Регулярные армии коалиции во главе с Саудовской Аравией при поддержке радикальных мусульманских вооруженных группировок не смогли ничего. Хуситы в очередной раз оказались непобедимы. Не победит их и американо-британская коалиция. 

Хуситы через саудитов предложили США переговоры, но знающие хуситов понимают, что с их стороны будут предъявлены принципиальные условия, т.к. согласившиеся на чисто материальные условия руководители движения потеряют уважение, а вместе с ним и власть, т.к. традиционные идеология и этика для этого традиционного общества совсем не пустое место. Победы над ними не будет – это пассионарии арабского мира. Просто покупки хуситов не будет – это пассионарии арабского мира. Если продолжатся удары, нормального судоходства в этот период по Красному морю не будет. В перерывах между ударами коалиции удары будут наносить хуситы. Если начнутся переговоры, устами хуситов будет говорить арабская улица и элиты арабских стран. Договориться будет трудно и переговоры продлятся долго. Быстро нормальное судоходство через Суэцкий канал не возобновится. При этом США не могут просто все бросить и передислоцировать свой флот в Азиатско-Тихоокеанский регион – потеря лица на глазах мусульманского мира чревата большими проблемами. 

Осенью 2023 года на севере Мьянмы вдоль границы с Китаем началось наступление вооруженных формирований горных племен: «Армия Аракана», «Армия национального демократического альянса Мьянмы» и «Армия национального освобождения Таанг» на вооруженные силы страны с перспективой перерезать логистический коридор от Китая до берега Индийского океана (см. «Еще один шаг США к морской блокаде Китая»). Пока американский авианосный флот тратил время в Средиземном море и Оманском заливе, в середине декабря при посредничестве Китая было заключено перемирие, т.к. прозападные повстанцы небыли поддержаны проекцией мощной вооруженной силы у берегов Мьянмы. Но в конце декабря «этнические» армии возобновили масштабное наступление на позиции правительственных войск. Пикантность ситуации заключается в том, что эпицентр противостояния повстанцев и правительственных войск - северный штат Шан населен народностью кокан. Это мьянманские китайцы, проживающие в самоуправляемой зоне Кокан. Власть в ней принадлежит организованной преступности, занимающейся всеми самыми одиозными и прибыльными видами преступного бизнеса, включая широкую сеть подпольных казино, торговлю «живым товаром» и мошеннические колл-центры. Спецслужбы Китая уже проводили спецоперации с захватом больших групп преступников, оказывая давление на руководство кокан. Запад во всем обвиняет Китай по основаниям этнической близости. Военная администрация Мьянмы подозревает США, которые в свою очередь заявляют о поддержке «демократической оппозиции», которая в свою очередь обвиняется в период пребывания у власти в масштабной коррупции. В реальности, если США срочно не поддержат оппозицию в Мьянме прямым давлением на военную администрацию Мьянмы, она совместно с Китаем победит оппозицию и никакая этническая близость не помешает Китаю уничтожить квазигосударство Кокан, находящееся под контролем триад. Но просто купить деньгами мир на Ближнем Востоке после всего произошедшего невозможно.

В ежегодном отчете Международного морского бюро (IMB) сообщается, что в 2023 году произошел рост случаев морского пиратства на 4%. Если в 2022 году было зафиксировано 115 подобных инцидентов, то в 2023 году — уже 120. Согласно годовому отчету бюро, в течение года на абордаж было взято 105 судов торгового флота, совершено 9 попыток нападения, 4 судна была захвачены и еще 2 — обстреляны. Количество членов экипажа, взятых в заложники, увеличилось с 41 в 2022 году до 73. А количество похищенных человек — с 2 до 14. Кроме того, в 2023 году 10 членов экипажа подвергались угрозам, четверо получили ранения и один подвергся нападению. Отдельную тревогу специалистов вызвал успешный угон судна у берегов Сомали 14 декабря 2023 года. Такое в данном регионе произошло впервые с 2017 года. Сухогруз типоразмера Handymax был взят на абордаж и захвачен предполагаемыми сомалийскими пиратами. В Гвинейском заливе количество инцидентов с пиратами постепенно сокращается. Если в 2020 году было зафиксировано 81 происшествие, то в 2023 году — всего 22. Однако на эти воды пришлось три угона судна. По данным IMB, Гвинейский залив остается на данный момент самым опасным для моряков.

Еще одна зона беспокойства из-за большого количества инцидентов (37) — Сингапурский пролив. При этом в трех зарегистрированных случаях было применено огнестрельное оружие, а в еще 15 — холодное оружие. В Малаккском проливе в октябре прошлого года один член экипажа был ранен и нуждался в медицинской помощи после того, как на сухогруз высадились пираты. Последний зарегистрированный случай, когда кто-то из моряков был ранен пиратами в данном районе, произошел в 2015 году. На Индонезийском архипелаге наблюдается годовой рост числа зарегистрированных инцидентов: с 10 в 2022 году до 18 в 2023 году. В 50% инцидентов было применено оружие. Ряд инцидентов произошел у берегов Южной Америки.

Блокада торгового пути через Суэцкий канал может продлиться достаточно долго и главный результат деятельности хуситов – существенное удорожание морских перевозок. Хуситы в качестве своих целей преимущественно выбирают контейнеровозы европейских операторов, и они вынуждены направить свои суда в обход Африки. Контейнеровозы китайских операторов и серый танкерный флот российских нефтяников – проходят Баб-Эль-Мандеб без инцидентов. Через Суэцкий канал проходит кратчайший маршрут из Юго-Восточной Азии в Европу и через него проходило 15% всего грузового морского грузооборота. Но трафик через Красное море упал почти в два раза. Стоимость перевозок контейнера через Суэцкий канал возросла с $2871 до $3101. Глава управления канала Усама Рабиа заявил, что за первые 11 дней текущего года доходы Суэцкого канала упали на 40% в пересчете год к году, а в натуральном выражении транзитные перевозки по каналу сократились на 30%, а количество прошедших по нему судов снизилось до 544. В конце 2023 года объем грузоперевозок по Суэцкому каналу сократился на 28%.

12 января Администрация Суэцкого канала опубликовала заявление, опровергнув слухи о том, что на ее операции повлияли ночные удары сил США и Великобритании и возобновление атак повстанцев-хуситов. Заявление прозвучало после того, как вооруженные силы посоветовали кораблям избегать района вокруг Йемена, а торговые ассоциации и консультанты по безопасности предупредили, что ситуация, вероятно, останется неурегулированной и очень опасной в течение следующих нескольких дней. «Нет никакой правды в приостановлении судоходства в канале в результате развития ситуации в регионе Красного моря», - заявил председатель администрации Суэцкого канала генерал-лейтенанта Усамы Раби. «Судоходство осуществляется регулярно в обоих направлениях». В попытке подчеркнуть стабильность администрация Суэцкого канала сообщает, что 13 января, по каналу запланирован транзит 44 судна с общей грузоподъемностью 2,3 миллиона тонн. Это более чем на 40% меньше по сравнению с серединой декабря. Нужно уточнить, что через Красное море каждая вторая тонна грузов проходит в контейнерах - самый маржинальный вид перевозок. Это сильно отличается от структуры мировой логистики. Она поделена примерно на три равные части – треть навалочные грузы, треть - наливные грузы, треть контейнеры. Есть еще негабаритные грузы РО-РО, но их доля в мировой логистике незначительна.

Судовладельцы начали массово направлять суда в обход Африки через Мыс Доброй Надежды, что ведет к кратному росту потреблению судового топлива. Так, по самым грубым оценкам, дополнительный расход топлива на рейс среднего контейнеровоза в обход Африки превысит 2 тыс. тонн в одну сторону. Порт Сингапур отчитался о росте продаж бункерного топлива по итогам 11 месяцев 2023 года на 7%. По большей части продавалось топливо категорий VLSFO (топливо с содержанием серы менее 0,5%) и MFO (морское дизельное топливо), однако наблюдался и кратный рост продаж альтернативных видов топлив, особенно блендированного низкосернистого биотоплива LSFO (реализация выросла в 4 раза) и СПГ (реализация выросла в 10 раз). Продажи метанола пока носили единичный характер. Продолжительность каждого рейса увеличивается на 7-20 дней, что ведет к дефициту контейнеровозов. Сайт Агрегатор / Логистика сообщил, что по данным Flexport Inc. в течении последней недели декабря 299 судов общей вместимостью 4,3 млн TEU либо изменили курс, либо планируют это сделать. Это примерно вдвое больше, чем за неделю до этого. По сообщению «Kuehne + Nagel International AG” 364 судна вместимостью 5 млн TEU были перенаправлены вокруг мыса Доброй Надежды. Clarksons Research сообщил, что с 22 по 26 декабря число прибытий судов в Аденский залив (чтобы войти в Средиземное море через Суэц) сократилось на 40% по сравнению со средним показателем за первую половину месяца. Количество судов, идущих через Суэц на юг, упало на 45%. Цена перевозки грузов на контейнеровозах, следующих из Азии в Европу, значительно выросла: в некоторых случаях стоимость выросла с $2000 до $6000.

В числе пострадавших оказались многие компании Европы, зависящие от поставок по маршруту через Суэцкий канал. Индекс Shanghai Containerised Freight Index с ноября 2023 года вырос на 310%. Автоконцерн «Volvo» приостанавливает производство в Бельгии из-за нападений в Красном море. По словам представителя автопроизводителя, была задержана поставка коробок передач. Ранее международных агентств новостей «Reuters» сообщил о том, что американский производитель электромобилей «Tesla» приостановил на две недели производство большей части автомобилей на своем заводе недалеко от Берлина из-за нехватки комплектующих, которая возникла в связи с изменением транспортных маршрутов в Красном море. А немецкая международная судоходная и контейнерная компания «Hapag-Lloyd» отчиталась об убытках в десятки миллионов из-за задержек в поставках на фоне атак хуситов в Красном море.

Выгоду из нападений в Красном море может извлечь Норвегия. Цены на нефть резко выросли, как и тарифы на доставку и стоимость судоходных компаний после того, как США и Великобритания приняли ответные меры в связи с нападениями на коммерческие суда в Красном море ночью. Таким образом, крупные нефтяные и судоходные компании Норвегии могут извлечь выгоду из нового конфликта, и норвежские официальные лица были предупреждены заранее.