Жуков М.А. ученый секретарь научного совета АНО НКЦ «Север»

Митько А.В. Президент Арктической общественной академии наук, доцент ВНИИМ имени Д.И. Менделеева

В конце сентября в тексте «Еще один шаг США к морской блокаде Китая» писал о том, что США прорабатывают варианты логистической блокады Китая и исследуют его возможности преодолеть эту блокаду. При удивительно неторопливой деятельности нашего РЖД по расширению пропускной способности своих путей, за что его уже именуют в среде специалистов: «РЖД, сдвиньте график вправо», главной резервной транспортной артерией остается Северный морской путь (СМП), где в оглоблях не спят, но быстрее чем возможно не получается. И вот теперь очередная новость от «United State Institute of Peace»: «Хунта Мьянмы теряет контроль над своей границей с Китаем».  Пересказывать текст с явным антикитайским, пусть и закамуфлированным посылом, нет необходимости. Его можно прочитать по ссылке.

Суть в том, что повстанцы захватили в штате Шан на севере страны на границе с Китаем ряд городов и пограничные переходы, через которые идёт 40% трансграничной торговли. Захватили у кого? У армии Мьянмы, руководство которой, при всем желании генералитета быть полновластными хозяевами в своей стране, опирается на поддержку Китая и России. В статье «United State Institute of Peace» она представлена как «абсолютное зло» с призывом к Китаю покончить с ним в союзе с оппозицией. Оппозиция же в Мьянме многолика и разнообразна. Очень грубо ее можно разделить на традиционалистов - горные племена, имеющие собственные вооруженные силы, и условно «центральную» системную государственную оппозицию, которая пытается побеждать на выборах и позиционирует себя как образец демократии и цивилизованности по западному образцу. Наиболее ярко в этом облике проявила себя в недавнем прошлом лидер «Национальной лиги за демократию» Аун Сан Су Чжи – абсолютно прозападный человек с очень противоречивой собственной судьбой и судьбой своих знаменитых родителей. 

Военные националисты, в 2021 году в очередной раз свергшие прозападное гражданское правительство с обвинениями в коррупции и манипуляциях на выборах, отстранили от власти Аун Сан Су Чжи - «серого кардинала» нынешней оппозиции, серьезно подозреваемую в попытках вернуть режим неоколониальной зависимости от Запада в страну, еще хорошо помнящую себя в качестве британской колонии. Эта часть оппозиции вооружается и поддерживается Западом и пытается политически возглавить воинственные горные кланы, ведущие традиционный для них образ жизни и кланового бизнеса, в котором похищения людей, рабство, наркотики, контрабанда – нормальная экономическая деятельность, традиции которой уходят в глубину тысячелетий. Мы сами все это хорошо помним по 90-м годам на Кавказе. Часть оппозиции ориентируется на Индию, что также не упрощает общую конфигурацию политических союзов-противостояний. Авторитет у главного прозападного оппозиционного лидера – главы партии «Национальная лига за демократию» Аун Сан Су Чжи постепенно снижается на фоне ее неуспехов в качестве лидера страны. 

Китай опирается в Мьянме в первую очередь на военных, контролирующих власть уже полстолетия. Еще одной опорой Китая в Мьянме служит часть этнических меньшинств. В целом позиции Китая в Мьянме укоренены достаточно глубоко, но отношение руководства страны к Китаю весьма осторожное. Экономический коридор Китай – Мьянма – Индийский океан крайне важен для Китая. Поддерживать его нормально функционирующим в этом политическом и этно-культурном «винегрете» и в относительно спокойном его состоянии очень непросто, а если превратить его в кипящий котел – труднее стократ. Этот стратегический проект включает соединение провинции Китая Юньнань с городом Мандалай и дальше на юг до речного порта Янгон в рамках проекта «Один пояс и один путь». Но пока Мьянма утвердила (2020) только строительство железной дороги от приграничного города Муза до Мандалая. В 2020 году утвержден также проект глубоководного порта в Кьяукпью. От побережья Бенгальского залива через Мьянму в Китай проложены действующие нефтепровод и газопровод. Таким образом, в случае успешного сотрудничества с Мьянмой Китай обеспечивает себе выход в Индийский океан. Но на Мьянму давит и будет давить Запад. Эти позиции Китаю придется удерживать, тем более, что на территории Мьянмы Китай конкурирует с Индией, которая также заинтересована в тесном сотрудничестве с Мьянмой. 

Происходящие события на границе Мьянмы и Китая дают основания полагать, что кто-то с хорошо натренированной англосаксонской ловкостью «плеснул в костер бензина». Это вполне можно рассматривать как «пробный шар» в попытке реализовать стратегию «петли анаконды», о которой мы подробно рассказали в интервью «Северный морской путь в системе международных транспортных коридоров» журналу «Редкие земли». В этой связи актуальным становится вопрос: каким образом китайский трафик будет попадать на трассы Северного морского пути (СМП). 

При движении судов китайского торгового флота в акватории территориального моря России и по арктическому транспортному коридору, защищаемым вооруженными силами России, движение китайских грузов в Европу технически обеспеченно. Для этого необходимо обойти потенциально запираемый ВМС Южной Кореи, Японии и США Корейский пролив, имеющий ширину 120 морских миль. Но в центре пролива находится остров Камино-Сима, а между ним и Японией еще и остров Ики. Если посчитать ширину внутренних вод и территориального моря от всех берегов, то ширина «бутылочного горлышка» с режимом свободного моря будет очень невелика. Обойти пролив можно через территорию России и вариант с маршрутом от Мохэ - самый простой способ выхода на трассы СМП. Но нужно учитывать ограниченность его пропускной способности, даже если ее будут интенсивно наращивать, что возможно. Для транзита китайских грузов придется использовать все доступные «окна». 

Естественно, что для транзита китайских товаров задействоваться будут те «окна», которые уже практически готовы к использованию. В первую очередь это выход в Охотское море по Амуру. Грузы, перевозимые речными судами, могут перегружатся на морские суда в порту Николаевск-на-Амуре в устье Амура. Суда класса река-море могут сразу следовать через Охотское море к южной оконечности Камчатского полуострова (около 1000 км) и далее вдоль берега полуострова (еще около 250 км) до порта Петропавловск-Камчатский – восточный хаб арктического транспортного коридора. Порт Николаевск-на-Амуре принимает суда длиной до 140 метров, шириной до 18 метров и осадкой до 4,5 метра. Фарватер имеет глубину 13 – 18 и могут использоваться рейдовые перегрузочные комплексы морского порта. По железной дороге китайские грузы могут поступать в порт Ванино, хотя получается довольно большое плечо железнодорожных перевозок - около 1000 км. Расстояние от Ванино до Петропавловска-Камчатского по морю – примерно 1500 км. В настоящее время наиболее используемый порт перевалки китайских грузов в обе стороны – Владивосток, уже эффективно работающий как «окно в мир», позволяющее миновать Корейский пролив. Еще одним окном такого рода может служить порт Посьет, располагающий причалами глубиной 9,75 м. К нем построена китайская ветка железной дороги от транспортного узла Гирин с минимальным транспортным железнодорожным плечом. В последние годы порт Посьет был переоборудован в специализированный комплекс по перевалке угля, что вызвало значительные экологические проблемы, связанные ко всему прочему с наличием в заливе Посьет участков Дальневосточного морского заповедника.