Митько А.В.

Президент Арктической общественной академии наук

Климатические условия в Арктике диктуют особые условия для работ по развитию инфраструктуры. И одно из них — это требования к дноглубинной технике, которая занимается буровыми и строительными работами.

К дноглубинному флоту относят землесосы, шаланды, буксиры и другую технику, которая занимается бурением и обеспечивает донные работы по бурению скважин или строительству портовой инфраструктуры. Такие работы в Арктике проводят в очень короткий промежуток, пока моря не скованны льдом, — с конца июля по октябрь.

На сегодняшний день российский дноглубинный флот сталкивается с двумя сложностями. Во-первых, многие суда после работ в арктических водах уходят на «отдых» до следующего сезона. Такой простой увеличивает стоимость работ. Во-вторых, в российской Арктике не используются дноглубинные суда ледокольного класса. Первые появления льда сворачивают работу до следующего сезона.

Первую проблему можно решить перераспределением флота, отправляя его на работы в акватории других портов за пределами арктической навигации. Дноглубинные суда с удовольствием примут в Белом море и на Камчатке. Заняться таким перераспределением должны операторы судов, в первую очередь — Росатом.

Со строительством дноглубинных судов ледокольного класса ситуация более сложная. Первое строительство будет запущено только в начале следующего года. «Строительная дноуглубительная компания» планирует заложить три земснаряда (технические суда для ведения глубинных работ) в 2024 году. Также планируется построить два землеотсоса, но сроков начала строительства озвучено не было. Кроме того, российские компании могут привлекать уже работающие суда без ледового класса и доводить их в межнавигационный период до ледового. Пока такое производство в России только планируется.

Появление первых дноглубинных судов ледокольного класса позволит на треть увеличить сезон работ, а также расширит географию бурения в осенний период.