Митько А.В.   

Президент Арктической общественной академии наук

В последние годы эксперты в области безопасности и разведки с увеличенным вниманием следят за событиями, происходящими на территориях за Полярным кругом. Ожидается, что таяние полярных льдов откроет новые торговые пути, усилит конфликты в гонке за природными ресурсами и создаст новые вызовы в области глобальной безопасности. Наблюдатели из Запада не могли не заметить восстановление военных объектов советской эпохи Россией и планы Китая по созданию "Полярного шелкового пути".

Конфликт на Украине и ухудшение отношений между Россией и западными странами привели к повышению боевой готовности на холодных пограничных территориях между Норвегией и Россией, что усилило геостратегическую значимость Арктики. В результате, регион стал центром повышенного интереса в военной, дипломатической и разведывательной сферах. Арктика, когда-то считавшаяся удаленным и недоступным районом, теперь привлекает внимание международных акторов.

Соревнование идет в области экономики, энергетики и геополитики. Современные технологии и климатические изменения делают доступнее использовать ресурсы этого района, открывая новые перспективы для торговли и инвестиций. Однако, помимо экономических возможностей, Арктика представляет собой сложный геополитический пазл, в котором каждый игрок стремится получить преимущество. Изменение климата и таяние льдов стимулирует возникновение споров о суверенитете над акваториями и морскими путями. Это вызывает напряжение и повышает риск конфликтов. Арктика является уникальной экосистемой, где живут уязвимые к изменению климата виды. Чтобы сохранить этот уникальный регион и обеспечить его устойчивое развитие необходимо балансировать интересы и стремиться к сотрудничеству. Геостратегическая битва за Арктику только набирает обороты. Время покажет, какие страны и организации смогут адаптироваться к новым реалиям и использовать возможности, которые предоставляет этот регион. Сохранение экосистемы Арктики и сотрудничество между странами должны стать приоритетом, чтобы обеспечить устойчивое будущее для всех нас.

Арктические мегапроекты Северо-Запада России стали ключевыми на минувшей неделе, а с ходом одного из них, не имеющего аналогов в мире, познакомился Президент России Владимир Путин во время визита 20 июля текущего года в Мурманскую область. Одним из основных приоритетных мегапроектов является производство и экспорт сжиженного природного газа, которым занимается компания НОВАТЭК, принадлежащая Леониду Михельсону и Геннадию Тимченко. Мурманская область видится в качестве крупного промышленного и транспортного хаба, задействованного в стратегическом проекте НОВАТЭКа. Главным объектом, который посетил Владимир Путин, стал Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений в поселке Белокаменка, созданный НОВАТЭКом. Предназначение Центра - строительство технологических линий на гравитационной платформе, которые затем переправляются в Ямало-Ненецкий АО, чтобы сделать частью технического комплекса проекта «Арктик СПГ-2». 

20 июля из посёлка Белокаменка Мурманской области отправили по Северному морскому пути первый плавучий завод для производства сжиженного природного газа (СПГ) — огромную гравитационную платформу (общим весом 640 тыс. тонн), на которой установлена технологическая линия сжижения газа. Старт процессу дал лично Президент Владимир Путин, повернув символический рубильник, который дал гудок — сигнал к началу операций по выводу линии из дока. "Завод по производству заводов", как назвал его глава государства, строит в Белокаменке компания "Новатэк". Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений (ЦСКМС) не имеет аналогов в мире. Его параметры часто сравнивают с "Боингом" - на платформе, которую Владимир Путин отправил к месторождению Утреннее на Гыданском полуострове (Ямало-Ненецкий автономный округ), в резервуаре для хранения свободно поместятся три самолёта Boeing-737. А производственные площади ЦСКМС в Белокаменке едва ли уступают производству Boeing: так, высота цеха 107, где непосредственно собирают завод СПГ, составляет 93 метра, его закрывают ворота 70 метров в высоту — выше за полярным кругом нигде нет. Председатель правления "Новатэка" Леонид Михельсон, который показал Президенту производство, пояснил, что линии СПГ потребуется около суток, чтобы покинуть завод, а весь путь до Гыдана займёт около 3 недель. В рамках проекта "Арктик СПГ 2" уже активно строится второй завод. В Мурманской области также будет действовать перегрузочный хаб НОВАТЭКа, где сжиженный природный газ будут перегружать с танкеров ледового класса на обычные с целью дальнейшего экспорта, в том числе в страны Европы, которые пока не закрыли свой рынок для российского СПГ. 

В настоящее время НОВАТЭК успешно завершает проект и готовит его к запуску, преодолевая санкционные проблемы. Государство поможет нефтегазовой отрасли преодолеть зависимость от импортных технологий и комплектующих — для этого Правительство РФ в начале июня сформировало Координационный совет по импортозамещению нефтегазового оборудования. Первое заседание совета провели вице-премьеры Александр Новак и Денис Мантуров. Определены семь приоритетных высокотехнологичных направлений ускоренного развития производства оборудования, по каждому создаются экспертные рабочие группы и назначаются кураторы. Конкретных производителей серийных комплектующих выберут в формате «дорожной карты», они получат поддержку. Порядка 20% нефтесервисных услуг на российском рынке до недавнего времени обеспечивали четыре крупнейших западных компании: Halliburton, Schlumberger, Baker Hughes и Weatherford International, которые в 2022 году приостановили деятельность в России. При этом в самых технологичных сегментах их доля была значительно выше. Западные партнеры занимали 56% рынка технологий измерения и исследований во время бурения и 52% рынка гидроразрыва пласта. Наиболее зависимыми от импорта остаются шельфовые технологии: буровые установки (90% импорта), оборудование для морской добычи (80%), морская сейсморазведка (70%). Наращивать добычу углеводородов в России предстоит за счет трудноизвлекаемых запасов, а также месторождений на шельфе. Отсутствие необходимых для этого технологий грозит падением добычи нефти и газа — по некоторым оценкам, до 2030 года оно может составить 20%. Правительство РФ рассчитывает избежать негативного сценария, однако для быстрого импортозамещения потребуется консолидировать усилия триады «власть-бизнес-наука». Пример такого подхода — недавнее соглашение Минпромторга, Росстандарта и Института нефтегазовых технологических инициатив на разработку стандартов СПГ-технологий.

Внимание Президента было также уделено развитию закрытых административно-территориальных образований и иных населенных пунктов в Арктике - проблеме, о которой губернатор Мурманской области Андрей Чибис не то, что говорил, а буквально кричал с 2019 года. Более 30 лет ими никто толком не занимался. Кажется, теперь она будет решена. Для Мурманской области это было важно по той причине, что в ней располагаются пять «военных» ЗАТО, занятых главным образом обслуживанием Северного флота. Владимир Путин раскритиковал слишком медленное развитие инфраструктуры населенных пунктов Арктической зоны, где дислоцированы воинские части. Благоустройство городов в суровых условиях Севера включает, в том числе, и с решением вопросов оборонного характера, однако сейчас темпы социального развития арктических городов «явно недостаточны». По словам Владимира Путина, такая работа должна быть системной и более масштабной. Малоприятные цифры, озвученные на президентском совещании - изношенность коммунальной инфраструктуры в крупных городах на Севере достигает 70%, а в удаленных поселках ситуация еще хуже. При этом принятые три года назад указы Президента об Основах государственной политики в Арктике и Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации до 2035 года предусматривают комплексное развитие населенных пунктов в регионах АЗРФ. 

Владимир Путин дал поручение «завершить согласование плана мероприятий по развитию жилищной, энергетической, социальной инфраструктуры этих ЗАТО, а также населённых пунктов Арктической зоны в целом, где дислоцированы наши воинские формирования… финансирование мероприятий этого плана должно осуществляться из разных источников, и это нужно согласовать». И все это до 1 сентября. По итогам совещания можно ожидать, что эти ЗАТО получат больше государственной поддержки по части развития социальной, коммунальной и прочей инфраструктуры. Президент поручил до 1 октября 2024 г. определить список опорных городов и разработать для них мастер-план развития, приступив к реальным работам уже в 2025 году. Это вполне эффективная схема, уже отработанная министерством по развитию Дальнего Востока и Арктики в ДВФО. И не случайно, что министр Алексей Чекунков также является членом «арктической» рабочей группы Госсовета, возглавляемой губернатор Мурманской области. Речь идет об особом статусе населенных пунктов, критически важных для реализации проектов в Арктике. Нет сомнений, что Мурманск будет первым в этом списке и первым получит федеральное финансирование на развитие городской и социальной инфраструктуры.

В ходе визита в г. Мурманск Президент поручил запустить в регионах "арктическую ипотеку" по ставке 2% — по аналогии с программой, уже действующей на Дальнем Востоке.  Такое решение напрашивалось уже давно – как бы ни была сложна ситуация с жильем на Дальнем Востоке, в Арктике она была и есть хуже. Однако тут имеется проблема следующего плана. В Миндале связывают с ипотекой большие надежды: коль скоро в ДФО этой программой воспользовались более 74 тысяч семей, что позволило увеличить объем вводимого жилья вдвое за три с половиной года, то и Арктику вроде бы ожидает что-то подобное. Но механический перенос дальневосточных реалий на АЗРФ невозможен: если в субарктической части ДФО была хоть какая-то база в виде компаний «жилстроя», по отношению к которой и был возможен этот рост, то в Арктике этой базы много где банально нет. И куда пойдут ипотечные средства, если новое жилье никто не строит – и не особо собирается? Иными словами: а будет ли реальный прок от этой ипотеки?

Прошла встреча Президента с губернатором Мурманской области Андреем Чибисом. В стенограмме встречи много сказано о поддержке военнослужащих и важности Северного флота, тогда как вопросы социально-экономического развития региона были упомянуты вскользь и без каких-либо конкретных просьб и предложений со стороны губернатора, хотя прошлом году по темпам снижения инвестиций в развитие (более чем на 15%) регион стал одним из худших в России, а в этом году сокращение инвестиций даже ускорилось. Аналогичное снижение наблюдается и по объемам строительных работ. Это означает, что крупные проекты вроде НОВАТЭКа уже реализованы, а новые пока не начаты. Ключевые старые игроки, о которых сказал Чибис, - «Норникель» и «Фосагро» пытаются выживать и в развитие пока не вкладываются. А запуск уникального Колмозерского месторождения лития, подконтрольного «Норникелю» и «Росатому», случится не скоро. Промышленное производство в Мурманской области снижалось в прошлом году и продолжает снижение в этом. Поэтому губернатор упомянул некоторые позитивные цифры за четырехлетний период.

Поездка Президента подчеркнула его внимание к эффективно реализуемым крупным проектам развития, успешное достижение которыми запланированных параметров укрепляет национальные позиции в Арктике. А вот вопросы текущей жизни Мурманской области по инициативе самого губернатора прозвучали слабо. Сегодняшняя ситуация в регионе никак не позволяет говорить о нем, как о бурно растущем и процветающем центре российской Арктики, каковым он пытается стать в своих рекламных материалах. Налицо недоработки губернатора, который потратил много сил на «перетягивание каната» с региональной экономической элитой, но устойчивое развитие региона обеспечить не смог. И это довольно странно, учитывая географическое положение и потенциал Мурманской области, а также повышенное внимание центра к Арктике. Не исключено, что эта ситуация изменится, но пока Мурманская область переживает не лучшие времена.

На Северо-Западе России в программу войдут вся Мурманская область и Ненецкий автономный округ, а также арктические районы Архангельской области, Республик Карелия и Коми. Арктическая зона Республики Коми охватывает гг. Воркуту, Инту, Усинск и Усть-Цилемский район. В Республике Карелия в неё входят Беломорский, Лоухский, Кемский, Сегежский, Калевальский районы и Костомукшский городской округ. В Архангельской области — гг. Архангельск, Северодвинск и Новодвинск, Лешуконский, Мезенский, Онежский, Пинежский, Приморский районы; архипелаги Земля Франца-Иосифа и Новая Земля. 

Планы ввести в регионах российской Арктики льготную ипотеку обсуждались с мая. Минвостокразвития ранее подсчитало, что госфинансирование для этой программы составит 4,2 млрд. рублей на бюджетную трёхлетку. Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков на совещании в г. Мурманске доложил Президенту, что дальневосточной ипотекой воспользовались 74 тыс. семей. За 3,5 года объём вводимого жилья в Дальневосточном федеральном округе вырос в 2 раза, до 4,5 млн. кв. м, а рост стоимости "квадрата" при этом был в 1,5 раза ниже, чем в среднем по стране. Аналогичного эффекта власти ждут и в Арктике. Владимир Путин предложил запустить программу на срок до 2030 года. 

Важной новостью для развития Северного морского пути стало решение ускорить реализацию проекта по созданию морского незамерзающего порта в Баренцевом море близ посёлка Индига в Ненецком автономном округе. Проект этого порта обсуждается почти 100 лет, его намеревались строить ещё в 40-х годах прошлого века, но за реализацию взялись лишь в 2018-м. Инвестором выступила корпорация "АЕОН" Романа Троценко, которая в этом году решила ускорить работу, начав перевалку грузов, не дожидаясь, когда к Индиге построят железную дорогу. Порт Индига предполагается сделать частью железнодорожного проекта, соединяющего Баренцево море через Коми с Уралом, но железную дорогу от Сосногорска к Индиге протяжённостью почти 600 км пока лишь начали проектировать. На первом этапе решили создать удалённый терминал — прямо в море, около мыса Румяничный, и начать перевалку грузов по схеме трансшипмента. Глава НАО Юрий Бездудный отметил, что это позволит уже летом начать перегрузку с судов разного класса