Митько А.В.
Президент Арктической общественной академии наук.
В начале 2000-х годов резкий рост цен на углеводороды и прогнозы глобального потепления оживили дискуссию о будущем Северного морского пути, но всерьёз тогда к нему никто не относился. Теперь же СМП – это не только перспективная транспортная артерия, но и объект экономических и военных интересов, а к борьбе за влияние над ним присоединяются всё больше государств.
Статус Севморпути всегда был и остаётся камнем геополитического преткновения. Россия исходит из того, что СМП проходит через её исключительную экономическую зону, а значит именно Москве решать, как будут ходить суда по этому маршруту.
А вот США и Европейский союз не согласны с такой позицией и призывают к интернационализации Севморпути. Маршруты и проливы, по заявлению этих стран, должны стать международными с правом свободного прохода.
Здесь интересна позиция Китая, который, с одной стороны, заинтересован в интернационализации СМП, но с другой – готов договариваться с Россией напрямую об условиях использования арктической артерии.
Исходя из исторических правовых оснований и практики использования СМП вряд ли кто-то будет оспаривать российскую позицию на деле. Вся инфраструктура маршрута обеспечивается именно российской стороной, поэтому это правовое противостояние носит скорее дискуссионный характер.
За последние несколько лет в геополитическом противостоянии России и Запада экономика Северного морского пути претерпела некоторые изменения. Во-первых, сменились инвесторы – вместо европейских и американских инвестиций деньги стали поступать из азиатских стран (в первую очередь от китайских партнёров). При этом не все европейские компании ушли из арктических проектов. Французская Total до сих пор является акционером «Арктик СПГ-2» и уходить из него пока не намерена. Во-вторых, события последних лет стали драйвером для вовлечения в развитие СМП Китая. Всё больше переговоров посвящено российско-китайскому освоению арктического маршрута.
Кроме того, в октябре этого года из Китая по всему Севморпути прошёл первый коммерческий контейнеровоз, доставив грузы в Балтийск. Это говорит о том, что освоение маршрута продолжается, а Россия становится всё ближе к его коммерческой эксплуатации. В целом же, произошедший «поворот на Восток» не изменил планы России.
Конечно, СМП не может оставаться в стороне от военно-политического противостояния. В первую очередь, под прицел попадает северо-западный участок маршрута, где проходит граница России и Норвегии. Укрепление Северного флота России и попытки воссоздания военной инфраструктуры в Арктике со стороны НАТО, несомненно, повышают градус напряжения между сторонами. На Северном морском пути это сказывается различного рода провокациями, когда иностранные корабли без предупреждения заходят в чью-то зону.
Тем не менее, локальные провокации не мешают России обеспечивать полную безопасность Севморпути. А с учётом активного развития гражданского и военного арктических флотов в России такая стабильность сохранится ещё на долго.