Жуков М.А.

По сообщению портала «neftegaz.ru» находящийся на рассмотрении Палаты представителей Конгресса США проект оборонного бюджета страны (National Defense Authorization Act, NDAA) на 2024 финансовый год (начинается 1 октября) предписывает Пентагону изучить вопрос о введении морской блокады, которая предотвратила бы поставки нефти в Китай.

Эта инициатива должна получить одобрение от Палаты представителей и Сената Конгресса США, чтобы попасть в окончательный вариант законопроекта. Это является сигналом того, что многие в Конгрессе хотят, чтобы вооруженные силы были лучше подготовлены к войне с Китаем.

Поручаемое Пентагону исследование позволит:

• изучить то, как Китай будет удовлетворять свои огромные потребности в энергии и топливе во время морской блокады;

• определить военно-морские силы, которые будут использоваться в условиях блокады;

• выяснить то, как Китай мог бы обойти блокаду, например, с помощью альтернативных сухопутных маршрутов;

• изучить стратегические контрольные точки, используемые китайскими танкерами, включая Малаккский пролив, Тайваньский пролив, Зондский пролив между индонезийскими о-ми Ява и Суматра, а также Южно-Китайское и Восточно-Китайское моря.

По данным главного таможенного управления (GACC) Китая за 8 месяцев 2023 года поставки газа в денежном выражении составили:

• Туркменистан - на 6,63 млрд долл. США (рост на 5%);

• Россия - на 4,46 млрд долл. США (рост на 86,4%);

• Мьянма - на 993,94 млн долл. США. (рост на 16,2%);

• Казахстан – на 782,91 млн долл. США (снижение на 2,3%);

• Узбекистан – на 370,57 млн долл. США (снижение на 40%).

Магистральный газопровод (МГП) Туркменистан - Китай (Средняя Азия - Китай), имеет 3 проходящие транзитом через Узбекистан и Казахстан параллельных нитки общей пропускной мощностью 50 млрд м3/год. Туркменистан обеспечивает, до 40 млрд м3/год.

В 2012 году Туркменистан и CNPC подписали соглашение о доведении поставок по этому газопроводу до 65 млрд м3/год. посредством строительства 4 нитки газопровода. 

Общая пропускная мощность ГТС Сила Сибири (Восточный маршрут, Западный маршрут, Дальневосточный маршрут) в Китай в перспективе составит 142 млрд м3/год газа. Это практически совпадает с потерянными объемами поставок газа Газпрома в европейском направлении в 2021 г. В 2023 г. прогнозируется поставка около 22 млрд м3/год газа (60 млн м3/сутки). Президент России Владимир Путин ранее заявил, что объем поставок газа в Китай до 2030 г. составит не менее 98 млрд м3/год газа и 100 млн т СПГ. По прогнозу Газпрома спрос на газ в Китае вырастет с 348 млрд м3/год в 2021 г. до 501 млрд м3/год в 2030 г.

Трудопроводную нефть в Китай поставляет ПАО "НК "Роснефть" по ответвлению ВСТО 1 «Сковородино- Мохэ». На 2023 год по нему сторонами согласована транспортировка 30 млн т нефти. Дополнительно в феврале 2022 года "НК "Роснефть" и CNPC подписали контракт на поставку 100 млн тонн нефти в Китай через Казахстан в течение 10 лет.

Всего в 2022 году Россия поставила в Китай 86,25 млн т нефти (1,72 млн баррелей в сутки) – 2 место после Саудовской Аравии (87,5 млн т в 2022 г.). По прогнозам в 2023 году экспорт российской нефти в Китай может увеличиться до 2,2–2,5 млн баррелей в сутки.

В случае начала США морской блокады Китая действующие трубопроводы не смогут обеспечить всех его потребностей в энергоресурсах. Потребность в транзите грузов морским транспортом сохранится и эта возможность технически наличествует в случае использования для этих целей российских территориальных вод и Арктического транспортного коридора.   

P.S.

Аналогичная информация приводится газетой washingtontimes, в сообщении которой сказано: "Предлагаемое исследование Пентагона будет посвящено изучению того, как Китай будет удовлетворять свои большие потребности в энергии и топливе во время блокады. Он также рассмотрит военно-морские силы, которые будут использоваться в блокаде, и то, как Китай может обойти блокаду, например, используя альтернативные воздушные и наземные маршруты.

В исследовании под руководством США также будет изучено блокирование стратегических узких мест, используемых китайскими танкерами, включая Малаккский пролив, Тайваньский пролив, Зондский пролив между индонезийскими островами Ява и Суматра, а также Южно-Китайское и Восточно-Китайское моря".

В другой статье washingtontimes сообщается, что изучение возможностей морской блокады Китая уже начато