Митько А.В.

Президент Арктической общественной академии наук

В соответствии с документом, в частности, суммарную мощность морских портов вдоль Севморпути к 2025 году планируется увеличить с 32 до 83 млн. тонн в год, объем перевозок — до 80 млн тонн в год. Также предполагается осуществлять съемку рельефа дна в акватории Северного морского пути и на лимитирующих участках Енисейского залива, рек Енисей и Колыма, сформировать карту глубоководных путей по всей протяженности трассы для транзитного прохода судов с осадкой до 15 м.
В 2023 году также планируется модернизировать гидрографическое судно «Петр Котцов», в 2024 году — гидрографическое судно «Алексей Марышев». Кроме того, в следующем году предполагается ввести в эксплуатацию головное гидрографическое судно класса Arc7.
Согласно паспорту, также предполагается создать цифровую экосистему Северного морского пути, включающую в себя единую платформу цифровых сервисов, предоставляемых в акватории СМП.
Предусмотрено и строительство ледокольного флота: третий серийный универсальный атомный ледокол (УАЛ) проекта 22220 должен быть введен в эксплуатацию в 2024 году, в 2026 году — четвертый. В 2027 году должен быть введен в эксплуатацию головной атомный ледокол проекта 10510 «Лидер», а в 2028 году — пятый серийный атомоход проекта 22220, в 2030 году — шестой. Кроме того, в 2029 году должно быть введено в эксплуатацию головное многофункциональное судно атомно-технического обслуживания (МСАТО) проекта 22770, предназначенное для выполнения полного комплекса работ по перезарядке реакторных установок атомных ледоколов и плавучих сооружений с ядерной энергетической установкой.
К 2025 году должна быть обеспечена круглогодичная навигация по СМП.

Севморпуть продолжает выполнять план-график по загрузке. Пока целевые показатели на 2024 год составляют амбициозные 80 млн. тонн грузов. В прошлом году эта цифра равнялась 34 млн. тонн, в основном роста грузопотока удалось достичь благодаря транспортировке природного газа и газоконденсата
В текущем году активизировались перевозки в восточном направлении, в том числе в порты КНР. В июле открыты новые регулярные маршруты контейнерных перевозок между Россией и Китаем по Севморпути. В частности два нефтяных танкера выполняют рейс из портов Усть-Луги и Приморска в порт  Жичжао, суммарный груз составляет 224 тысячи тонн. Кроме того, компания Hainan Yangpu Newnew Shipping Co отправляет по СМП сразу пять  контейнеровозов. Прямые рейсы были запущены в марте 2023 года, но до июля все перевозки шли исключительно через Суэц. С началом летней навигации появилась возможность значительно сократить маршрут за счет переориентации на СМП.
Одной из главных точек роста водной магистрали остается экспорт СПГ. В мае Россия поставила зарубеж 1,12 млрд. кубометров. Это сразу на 65% больше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и на 73% больше по отношению к апрелю 2023-го. Всего за период с января по май Россия экспортировала 3 млн тонн СПГ, что на 66% больше, чем было в прошлом году.

 

Летом с началом активной навигации по СМП в восточном направлении грузопоток СПГ в азиатские страны должен дополнительно вырасти. Кроме того, создание плавучих газовых хранилищ на Востоке страны должно также стимулировать грузоперевозки по главной северной магистрали. Перегрузочные СПГ-терминалы способны ускорить процесс поставки углеводородов заграницу и тем самым привести к более интенсивному движению грузовых судов по СМП. Этому может способствовать и  перенаправление части добываемой в Арктике нефти с западных маршрутов на трассы Севморпути.