Митько Арсений Валерьевич

Президент Арктической общественной академии наук, доцент ВНИИМ  имени Д.И. Менделеева

В российской Арктике продолжается развитие инфраструктуры доставки сжиженного газа (СПГ) потребителям. Чтобы разгрузить газовозы ледового класса Arc7, которых у ПАО «НОВАТЭК» 15, и не использовать их там, где легко справятся обычные танкеры, «НОВАТЭК» размещает у западного (европейского) и восточного (азиатско-тихоокеанского) входов на трассы российской Арктической транспортной системы плавучие хранилища СПГ. Первое такое хранилище - 400-метровое судно «Saam FSU» - прибыло в Кольский залив. встало в Баренцевом море в 40 милях от Мурманска. Поступление второго, которое разместится на Камчатке, ожидается к концу года. Ёмкость каждого терминала составляет около 360 тысяч кубометров СПГ. По объёму они являются крупнейшими в мире и способны переваливать до 20 млн. тонн СПГ в год. «НОВАТЭК» рассчитывает, что терминалы увеличат загрузку Северного морского пути до 31,4 млн. тонн к 2026 году. На полную мощность их планируется вывести уже в 2025-2026 гг. Через терминалы пойдёт газ не только с завода «Ямал СПГ», но и с «Арктик СПГ 2», который к 2025 году должен ежегодно выдавать 19,8 млн. тонн СПГ. Ввод «Арктик СПГ 2» в эксплуатацию ожидается в начале 2024 года и срывы ему не грозят.

Терминал в Мурманске будет использоваться не только для перевалки СПГ в Европу, но и для обеспечения потребителей в Мурманской области, в которой теплогенерация все еще опирается на использование мазута, что накладно для областного бюджета и потребтелей. Обеспеченность газом — больная тема для арктической регионов в целом. Доля тех, кто не имеет к нему доступа, в АЗРФ вдвое выше, чем в целом по стране — 9,3% против 5%. Сетевым газом в Арктике пользуется лишь 14,3% населения, в целом по РФ этот показатель достигает 67,5%. При этом привозной сжиженный газ используют 27,3% жителей Севера, в то время как в целом по стране — лишь 1,9%. Тем не менее, итоговый баланс все равно складывается не в пользу Арктики. Практически все газифицированные домохозяйства, как в России в целом, так и в АЗРФ, за редким исключением, используют газовые плиты, но вот отапливаться газом в Арктике не принято. Газовое отопление в РФ используют 27,1% газифицированных домохозяйств, водонагреватели — 23,5%. В Арктической зоне тем и другим пользуется лишь по 0,9%. Росстат уверяет, что 45,4% жителей АЗРФ вовсе не видят необходимости в использовании бытового газа. В целом по стране газ не нужен 20,4% жителей. Не видят необходимости подключения к газораспределительной сети 11,2% российских домохозяйств и 31,7% — арктических. Всего в России хотят подключиться 6% домохозяйств, в Арктике — 1,3%. Интересно, что 10,1% желающих в России указали, что у них есть возможность, но нет средств на присоединение к газораспределительным сетям, в АЗРФ же о таком не заявил никто.

Согласно докладу на I Гидрографической конференции в г. Санкт-Петербурге заместителя генерального директора — руководителя дирекции Северного морского пути госкорпорации «Росатом» Вячеслава Рукши, в 2023 году проекты компании «НОВАТЭК» обеспечивают17 газовозов. В целом грузоперевозки для работы ключевых арктических проектов выполняют 30 судов: еще 7 танкеров обеспечивают проект «Новый Порт» компании «Газпром нефть», 6 танкеров и контейнеровозов работают для нужд компании «Норникель». Ожидается, что в 2024 году для обеспечения работы крупнейших проектов в Арктике понадобятся 57 грузовых судов с учетом действующих. В частности, для проектов НОВАТЭКа потребуется увеличить количество судов на 16 единиц — до 33, для проекта «Северная звезда» компании АЕОН будут необходимы 9 балкеров, 2 танкера потребуются для проекта «Восток Ойл».

По подсчетам Росатома, к 2030 году для проектов НОВАТЭКа потребуется всего 39 газовозов и танкеров, «Газпром нефти» — 7 танкеров, «Норникеля» — 6 танкеров и контейнеровозов, АЕОН — 25 балкеров, ГДК «Баимская» — 3 балкера, «Роснефти» — 11 танкеров, Росатому — 9 контейнеровозов, а также 10 универсальных судов для северного завоза. Всего для ключевых арктических проектов к 2030 году дополнительно потребуется 97 судов. В настоящее время строятся 33 судна. Таким образом, к 2030 году для обеспечения растущего грузопотока с ключевых проектов, реализуемых в акватории Севморпути, в общей сложности будут необходимы 160 судов. В ходе выступления Вячеслав Рукша обратил внимание на то, что в основном это будет крупнотоннажный флот с большой осадкой, в связи с чем для безопасного судоходства потребуется шире смотреть на вопросы обеспечения необходимых гидрографических условий для работы на СМП таких мощных судов.

Участники круглого стола «Поле битвы: Арктика. Внутренние и внешние вызовы развития Северного морского коридора в интересах России», который прошел в рамках Международного военно-морского салона «МВМС-2023» обсудили проблематику развития инфраструктуры СМП. По мнению выступавших развитие СМП должно идти с акцентом на технологии государственного управления. Аналог такой системы — советский Госплан. При этом процесс максимального вовлечения государственных структур в его реализацию не исключает широкого использование рыночных механизмов. На первом этапе основными грузами для СМП выступают нефть, СПГ и уголь, однако в перспективе диверсификация грузопотоков будет расти. В Арктике находится 90% запасов редкоземельных металлов, кобальт, литий, апатитовые руды. В АЗРФ уже выдано 4300 лицензий на разработку перспективных месторождений.

 

Никакие решения не должны приниматься в ущерб территориальной и военной безопасности для России в Арктическом регионе. СМП — не только логистическая артерия, но и элемент национальной безопасности, эффективный механизм повышения связности северных территорий. Ключевые вопросы развития трассы — инфраструктурные. Запланирована модернизация 14 портов от Мурманска до Владивостока. В ближайшие годы Россия получит Арктический флот — 153 судна ледового класса, включая новейшие ледоколы. Работу Арктического флота поддержит обновленная спутниковая группировка, повысится точность прогнозирования ледовой обстановки, на всей протяженности появится аварийно-спасательная инфраструктура. Параллельно ведется настройка необходимой законодательной базы. Реализация проекта СМП обеспечит разворот экспорта на Восток, создаст предпосылки для дальнейшего освоения региона и повысит национальную безопасность.