Митько А.В. Президент Арктической общественной академии наук, доцент ВНИИМ имени Д.И. Менделеева, РАНХ и ГС Санкт-Петербург, СПбГУ
В последнее время все чаще стало слышно о жестких внутренних команиях, связанных с санкциями, со стороны наших крупных бизнес компаний - экспортёров и логистов. Они вызваны нежеланием давать лишний повод для усиления западной санкционной гильотины лично для себя и бизнеса. В качестве примера, известно что ряд наших крупных экспортёров отказываются от маршрутов по территории Ирана. Или некоторые логистические компании всячески сторонятся МТК Север-Юг, так же из-за иранской специфики… Есть и другие примеры.
Однако похоже, что это- лишь иллюзия безопасности! А сценарий санкционного апокалипсиса можно изучить, наблюдая за судьбой российских СПГ проектов, в большей степени -за Арктик СПГ-2.
Напомним, что Арктик СПГ -2 должен был стать крупнейшим проектом по сжижению газа в России, который должен был быть полностью запущен на горизонте трех -пяти лет. Кроме того, он должен был быть драйвером роста навигации по СМП, якорным грузом нашей арктической логистики.
По плану три очереди «Арктик СПГ — 2» по 6,6 млн тон, составляют - 19,8 млн тон. Но как и Ямал СПГ, Арктика могла бы расти с превышением, на фоне высокого мирового спроса на замену трубопроводного газа сжиженным. Первая очередь «Арктик СПГ — 2» заработала еще в 2023 г. Из-за первого этапа санкций против проекта, пусконаладка второй очереди затянулась, поэтому она заработает, скорее всего, лишь в 2025 г. Далее начались адресные санкции по этому проекту и встал вопрос: а куда девать готовый продукт?
Кроме того, для «Арктик СПГ — 2» заказали 15 танкеров-газовозов ледового класса «Арктик-4» на верфи «Звезда» и еще 6 в Южной Корее. И 15 танкеров-газовозов «Арктик-7», но ни один из них не был сдан, потому что «Звезда» сотрудничала с южнокорейскими судостроителями, а те в 2022 г ушли с российского рынка.
При этом, из Южной Кореи доставлялись модули судокомплекта, из которых собирали танкеры на «Звезде». Сегодня 2 танкера находятся в высокой степени готовности и, видимо, их достроят, но пока они тоже еще не сданы. В итоге получается, что хотя и запустили первую очередь «Арктик СПГ — 2», но СПГ не на чем вывезти.
Параллельно нашелся теневой газовый флот, по аналогии с нефтью, и начались отгрузки. Но из-за адресности санкций, в этом кейсе, никто пока не осмелился купить ни одной партии из первой очереди, а суда с СПГ курсируют в поисках покупателя. Этим газом заполняется хаб в Мурманской области, но это не бесконечно и поэтому 3-яочередь Арктик СПГ-2, по сообщениям информагентств, встала на паузу…
В поисках анти-санкционного выхода инвестиционного, логистического и управленческого, корпорация Росатом привлекла крупнейшего транснациональногологистическо
DP World подписала соглашения с Росатомом впервые в июле 2021 года: о проведении проектных исследований для развития маршрута СМП. Затем на Петербургском международном экономическом форуме, и на конференции по изменению климата в Дубае были подписаны дополнительные соглашения. Две компании также создали совместное предприятие с DP World в 2023 году для развития контейнерных перевозок через Арктику.
Однако, на днях стало известно, что правительство Великобритании требует пересмотреть финансовые связи с транснациональной логистической компанией DP World, в связи с ее деловыми сделками в России.
И несмотря на то, что DP World заявляет о том, что
В последние годы глобальная торговля столкнулась со значительными перебоями в результате блокировки Суэцкого канала и недавних событий в Красном море. DP World сосредоточена на поддержании глобального торгового потока и поиске оперативных решений, где это возможно».
А также, на то, что компания в 2020 году создала совместное предприятие для управления контейнерным терминалом в Одессе, - все это не помогает ужесточению рестрикций в ее адрес.
Возвращаясь к началу разговора, комплайнс-самоцензура создает иллюзию защищённости и стабильности, а на практике всем нам нужен план «Б». В котором логистические проекты, как МТК Север-Юг, могут стать главными. Так нужно ли их тормозить сейчас?!