Митько А.В. Президент Арктической общественной академии наук, доцент ВНИИМ имени Д.И. Менделеева, РАНХ и ГС Санкт-Петербург, СПбГУ
Михаил Мишустин отметил, что внешнеэкономическая ситуация и значимость Арктики для безопасности России требует выработки дополнительных мер. Глава кабмина ФРФ также указал, что особого внимания требует развитие Северного морского пути. Вице-премьер и полпред Президента РФ в Дальневосточном ФО Юрий Трутнев добавил, что желание ряда стран влиять на ситуацию в русской Арктике и на Севморпути (СМП) становится всё более выраженным. СМП чиновник назвал важнейшим проектом для развития Арктики.
Неделю назад Правительство РФ выделило на обеспечение регулярных перевозок по Севморпути 300 млн. рублей до конца года. Всего же план развития магистрали до 2025 года предусматривает вложения свыше 1,7 трлн рублей. Юрий Трутнев отметил, что в Арктику уже вложено 568 млрд рублей частных инвестиций, открыты 242 предприятия с 16 тысячами рабочих мест, более девяти тысяч человек получили «арктические гектары». По словам вице-премьера, в Арктике создаётся каждый шестой рубль ВВП России.
Вместе с тем, в макрорегионе наблюдается ряд серьёзных проблем. Высокие тарифы на ледокольную проводку, дефицит грузового флота ледового класса. Требуется, как минимум, 70 судов, при этом мощности российских верфей хватит максимум на 16 судов к 2030 году. Не хватает денег на строительство спутников, размещение спасателей и экомониторинг, не определены источники финансирования Северного широтного хода, а также железной дороги к Западному транспортно-логистическому узлу в Мурманской области.
В работе сессии также принял участие новый полпред Президента РФ в Уральском ФО Артём Жога. Он, кстати, весьма активно общается с федеральными чиновниками — всего за пару дней Артём Жога успел побывать не только на сессии Мишустина, но также встретился с главами Минстроя и Минобрнауки РФ — Иреком Файзуллиным и Валерием Фальковым.
Что же касается Арктики, то дополнительные меры могут приниматься довольно разнообразные, прогнозировать их детально смысла нет. Очевидны следующие вещи: в первую очередь, новые меры будут касаться вопросов безопасности. И возможно, не все они будут озвучены. Следующие «горящие» задача — это обеспечение регулярного судоходства по Севморпути и строительство судов. Именно на этих звеньях и будут сосредоточены основные усилия, поскольку без них обессмысливается и всё остальное.