Митько А.В.  Президент Арктической общественной академии наук, доцент ВНИИМ имени Д.И. Менделеева,  РАНХ и ГС  Санкт-Петербург, СПбГУ

Китайские суда Nan Feng Zhi Xing и Hunter Star перевозят по Северному морскому пути (СМП)  к Гыданскому полуострову две электростанции для проекта «Арктик СПГ-2». Станции будут питать вторую линию завода. Платформа для неё уже прибыла  к месту назначения. Проект «Арктик СПГ-2» находится под максимально жёсткими санкциями Запада, однако, несмотря на это, работает весьма интенсивно.

К удивлению американских экспертов, первая линия по сжижению газа активно отгружает сырьё. Отгрузки происходят регулярно, но кто является клиентами, достоверно установить не удаётся — выгрузок в иностранных портах не зафиксировано. При этом сообщается об отгрузке уже восьми партий сжиженного природного газа с августа.этого года  И одним лишь газом по проекту «Арктик СПГ-2» активность на Севморпути вовсе не ограничивается. Так, в США заявили, что в ходе текущего навигационного сезона Россия транспортировала через Арктику рекордный объём нефти.

А в конце сентября китайский контейнеровоз Flying Fish 1 прибыл в порт Циндао. Это гигантское судно провёзло по СМП почти пять тысяч контейнеров на две недели быстрее, чем через Суэцкий канал. Теперь контейнеровоз будет ходить регулярно. При этом одними лишь Россией и Китаем список интересантов Северного морского пути вовсе не ограничивается. По нему, например, собирается вывозить медь с Чукотки казахстанская компания Kaz Minerals. И делать это она будет круглогодично.

То есть, как и ожидалось, по мере развития инфраструктуры и осложнения прохода по традиционным морским путям, СМП становится всё более востребованным маршрутом. И если продолжать обустройство этой магистрали, то интерес к ней со стороны различных зарубежных стран также продолжит расти.