Митько А.В.

Президент Арктической общественной академии наук,

доцент ВНИИМ имени Д.И. Менделеева,  СЗИУ РАНХ и ГС, СПбГУ

27 августа помощник Президента России Николай Патрушев провёл первое заседание морской коллегии, образованной указом Президента РФ Владимира Путина 13 августа 2024 года. На заседании он заявил, что Запад развернул кампанию по дискредитации морской деятельности России, особенно в высоких широтах и указал, что именно арктическому направлению следует уделить особое внимание.

По его словам, Запад стремится к тому, чтобы ограничить России доступ к морским коммуникациям. В этом плане многократно выросло значение Севморпути, который даёт России свободный доступ в Мировой океан и связь с АТР, Африкой и арабскими странами.

Что касается конкретных шагов по развитию северной магистрали, то Николай Патрушев указал на важность первоочередного развития портов Северного морского пути: Мурманск, Архангельск, Диксон, Тикси, Певек. Он также отметил необходимость более активного использования великих сибирских рек для связи внутренних областей России с СМП. Все эти идеи не новы, однако теперь их воплощение выйдет на принципиально новый уровень координации.

Если ранее сообщалось, что Николай Патрушев займётся вопросами кораблестроения, то теперь очевидно, что круг его задач намного шире. Фактически, главный «безопасник» страны занялся подготовкой Арктики к обороне на случай большой войны. В АЗРФ и раньше довольно хорошо была налажена синергия различных ведомств, однако теперь она достигнет своего пика — не удивимся, если в ближайшее время количество новостей о перевыполнении планов развития СМП резко вырастет.

Ленинградская область претендует на то, чтобы стать важной частью Севморпути (СМП). Губернатор региона Александр Дрозденко рассчитывает, что порты на Балтике будут отправными точками для Севморпути, о чем он заявил в ходе первого заседания Морской коллегии.

Всего Ленобласть в настоящее время располагает четырьмя морскими торговыми портами. Они находятся в портах Усть-Луга. Приморске, Высоцке и Выборге. При этом порт Приморск и в большей степени порт Усть-Луга уже сейчас играют важную роль в транспортировке грузов по СМП. Здесь был реализован проект по строительству промышленно-логистического комплекса по хранению и перевалке минеральных удобрений.

Грузооборот всех гаваней Ленобласти составляет примерно четверть от общего грузооборота морских портов России. В контексте появления Морской коллегии РФ и включении в нее Александра Дрозденко следует ожидать активизации региона в освоении СМП. Не исключено появление новых инвестпроектов, связанных как с развитием портовых мощностей, так и с сопутствующей инфраструктурой вдоль водной магистрали. Географическое положение региона благоприятствует раскрытию морского потенциала и выходу на первые роли в части судоходства и транспортировки грузов.

Объем грузопотока по СМП в 2023 г. составил более 36,254 млн. тонн что на 250 000 больше целевого показателя. В сравнении с показателем за 2022 г. (34,34 млн т) объем грузопотока СМП вырос почти на 5,6%. Ожидается, что в 2024 г. грузопоток должен составить 72 млн. тонн, в 2030 г. – порядка 193 млн. тонн. В 2024 году уже осуществлено 2603 рейса, 2289 ледокольных проводок, перевезено 70,32 млн т грузов.