Жуков М.А. ученый секретарь Научного совета АНО «Научно-координационный центр по проблемам Севера, Арктики и жизнедеятельности малочисленных народов Севера» (АНО НКЦ «Север»)

Материал для телеграмм-канала "Северный широтный ход". Опубликован 25 августа 2024 г.

В тексте «Внеэкономическое северное удорожание в экстремальной арктической форме» рассказано о том, что Федеральный закон от 13.06.2020 № 193-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» не решает задачу выравнивания межрегиональных конкурентных условий хозяйствования, тем более с позиции «необходимо и достаточно». Экономические механизмы закона подвергались серьезной критике еще в процессе обсуждения законопроекта, что доступно в Интернете. В данном случае мы кратко остановимся на самых принципиальных аспектах. 

Главная ошибка – не поддерживать уже существующие в Арктической зоне Российской Федерации (АЗРФ) хозяйствующие субъекты, а стимулировать только новые инвестиции. В целях разделения получающих поддержку от ее не получающих, введена категория «резидент АЗРФ». Не способные вложить новые деньги в новое для себя дело (а это в первую очередь коренное и местное население с их традиционным природопользованием и мелким бизнесом) автоматически становятся нерезидентами АЗРФ. Зато любой впервые пришедший откуда угодно в Арктику бизнесмен сразу же становится резидентом АЗРФ, т.к. любая его деятельность в Арктике для него будет новой. В тексте «Уральские территории и арктические преференции» рассказано о тесной связи выделения АЗРФ с созданием Арктического Совета, где Россия взяла на себя международные обязательства в сфере обеспечения социального и экономического благополучия коренного и местного населения Арктики – indigenous peoples. При этом позиция Арктического Совета – при решении общегосударственных и общемировых проблем должны быть полностью соблюдены интересы indigenous peoples. 

Федеральный закон № 193-ФЗ подразумевает в качестве своей задачи компенсацию внеэкономического северного удорожания – единственное законное обоснование предоставления регионам особого экономического режима. Но только подразумевает – сама проблема и задачи ее решения не отрефлексированы и структурно не описаны. Внеэкономическое северное удорожание по составу факторов и масштабу проявления очень сильно варьирует как в пространстве, так и во времени в первую очередь в связи с развитием инфраструктурного каркаса арктических регионов. В законе же на всей территории АЗРФ применяется единая система мер экономической поддержки вне контекста соответствия содержанию проблемы соблюдению принципа необходимой достаточности. В процессе обсуждения законопроекта в палатах Федерального Собрания единственным обоснованием содержания принимаемых мер были слова: «согласовано Минфином» и «не может быть согласовано с Минфином». 

Межрегиональная производственная кооперация нереализуема в условиях рыночной экономики без рентабельности всех производственных циклов в звеньях технологических цепочек, что для регионов со сложными природными условиями хозяйствования в свою очередь требует компенсации внеэкономических факторов удорожания производства механизмами экономического регулирования. Природные ресурсы АЗРФ критически необходимы для экономики страны и от условия их поставок зависит перспектива ее экономического развития. Федеральный закон № 193-ФЗ должен решать в первую очередь именно эту задачу. Необходимо переориентировать механизмы закона на создание условий обеспечения рентабельности производственной деятельности в Арктике для всех хозяйствующих субъектов в целом. При этом дискриминационное их деление на «резидентов» и «нерезидентов» АЗРФ может быть упразднено.

 

Существовавшее до принятия Федерального закона № 193-ФЗ межрегиональное неравенство конкурентных условий хозяйствования законом привнесено внутрь самих арктических регионов и ситуацию эту необходимо выправлять. Реальное равенство конкурентных условий хозяйствования – альфа и омега рыночной экономики.