Митько А.В. 

Президент Арктической общественной академии наук

Президент РФ Владимир Путин поставил «Арктические задачи» премьеру РФ Михаилу Мишустину. Так, до 1 февраля 2024 года нужно подготовить планы по развитию портовой и логистической инфраструктуры, обратив особое внимание на расширение использования Северного морского пути.

Также будет проработан вопрос о реализации дополнительных мер поддержки для увеличения объемов перевозки рыбы по СМП. К решению этой задачи подключили правительство Камчатского края. Необходимый доклад подготовят до 1 декабря 2023 года.

Президент РФ Владимир Путин поручил Правительству РФ рассмотреть вопрос о строительстве Северо-Сибирской железнодорожной магистрали, которая должна связать северные регионы с Байкало-Амурской магистралью. Результаты доложат главе государства до 1 марта 2024 года. Протяженность магистрали от г. Нижневартовска до г. Усть-Илимска составит 1,9 тысячи километров. Севсиб рассматривается в качестве параллельного Транссибу хода. В долгосрочной перспективе это позволит получить выход для всех угольных месторождений на Арктическую зону РФ — в гг.  Архангельск и Мурманск.

Кроме этого, в списке поручений — софинансирование расходов субъектов АЗРФ мероприятий по подготовке к отопительному сезону 2023–2024 годов и утверждение в ускоренном порядке программы социально-экономического развития Республики Коми

Государство продолжает искать варианты по сокращению дефицита мазута в арктических регионах. Очередной рецепт предложил Минфин. По мнению главы ведомства Антона Силуанова, несколько субъектов могут выходить на централизованную закупку топлива или же потребовать помощи у экспортеров. В Арктике проблема остро стоит в Мурманской области и Саха (Якутии).

До этого Президент  РФ Владимир Путин уже дал поручение найти возможность компенсации региональным бюджетам выпадающих доходов из-за роста цен на мазут. На три региона, включая Камчатку, необходимо свыше 20 млрд. рублей.

Тему, связанную с дефицитом мазута, на парламентских слушаниях поднял губернатор Мурманской области Андрей Чибис. Вариант, который позволил бы региону в среднесрочной перспективе уйти от зависимости — это газификация. На ПМЭФ-2023 Мурманская область и «Газпром» подписали соглашение, однако конкретные сроки и объемы финансирования пока не определены. В прошлом году Президент РФ Владимир Путин поддержал проект газификации Мурманской области.

В настоящее время до 70% потребленной электроэнергии в Мурманской области приходится на мазут. Для Заполярья один из выходов в ожидании прихода голубого топлива — развитие альтернативных источников энергии, в том числе ветро- и гидроэнергетика.

Глава Коми Владимир Уйба несколько лет просил у Москвы помощи с аэропортом Воркуты — теперь правительство рассмотрит возможность полноценной передачи аэропортового комплекса г. Воркуты в федеральную собственность.

Коми также получит федеральные средства на обеспечение устойчивой деятельности региональной авиакомпании «Комиавиатранс». Дополнительно деньги выделят на повышение качества водоснабжения в городских округах Воркута и Инта, на консервацию шахты «Интинская».

Минтрансу совместно с РЖД поручили рассмотреть вопрос о возможности применения скидок к стоимости железнодорожных перевозок грузов для новых производств, созданных на территориях моногородов, расположенных в Арктической зоне РФ.

Значительный «вес» Арктических поручений в общем президентском списке обеспечит ускоренное развитие северных регионов — прежде всего, инфраструктурное. При этом ключевым фактором этого развития должна стать новая логистика.

Из порта Архангельска готовится к отправке в порт Шанхай по Северному морскому пути первое китайское судно. Губернатор Архангельской области Александр Цыбульский подает это в качестве безусловного достижения, однако есть и обратная сторона медали. Или, скорее, второй конец палки, поскольку речь идет о вывозе в Китай архангельского леса.

Год назад архангельские лесопромышленники просили у губернатора добиться квот и субсидий на вывоз леса в Китай контейнерными поездами, однако в РЖД заявили, что квот на это не предусмотрено, а в Рослесинфорге — что существующих мер поддержки и так достаточно. Тогда архангельский лесопром пошёл окольным путём — морским. Тем более что это играет на руку правительству, стремящемуся нарастить грузооборот по Севморпути.

Архангельский лес ранее уже поставлялся в Шанхай по СМП. Например, в 2017 году. Однако китайская сторона занялась доставкой впервые. В правительстве Архангельской области побывали: управляющий логистической компании TORGMOLL Цзинь Кэ и директор российского представительства крупнейшего экспортера панельной мебели в КНР – компании HUISEN GROUP Юнцзюнь Ван. Последний также встретился с представителями таких предприятий, как «Регион-лес», Архангельский ЦБК и 25-й лесозавод.

Ожидается, что уже в следующую навигацию товарооборот между Архангельском и Китаем увеличится кратно. Цыбульский рассчитывает, что в Архангельской области китайские мебельщики регулярно будут закупать до 1 млн. кубометров пиломатериалов в год архангельские пиломатериалы до 1 млн. куб. в год. Взамен в регион потекут гаджеты, автомобили и прочие китайские товары. Вот только местные жители от перспектив вовсе не в восторге и в комментариях под постом губернатора уже появляются осуждающие записи.

В Архангельской области экология давно является болезненной сферой, неосторожные действия в которой легко вызывают социальное напряжение. На всю Россию гремели протесты в Шиесе в 2018 году, а в настоящее время уже несколько месяцев продолжаются протесты против строительства мусорного полигона в Ленском районе. И заявления о масштабном вывозе леса в Китай на этом фоне могут ещё сильнее накалить обстановку.