Митько А.В.

Экологические проблемы, являющиеся частью глобальных проблем современного мира, впервые официально были обозначены во второй половине двадцатого века и на сегодняшний момент сохраняют свою актуальность. Мир живой природы разнообразен, а взаимодействие живых организмов с окружающей средой настолько специфично и уникально, что однозначно утверждать какие факторы и в какой степени воздействуют в тех или иных природных условиях для неспециалиста достаточно сложно. Здесь нет унификации, понятной простому человеку, а есть биологические закономерности функционирования живой природы.

На сегодняшний день при научном и общественном сопровождении Арктической обшественной академии наук, представлен проект Национального общественного стандарта «Экологической безопасности Арктики», процесс реализации которого не скоротечный и имеет много «подводных камней». Необходимо представить реализованные в документе положения в соответствующие международные специализированные рабочие группы Арктического экономического совета и государственную комиссию по Арктике для получения соответствующей поддержки. Работа предприятий изменится только с введением законодательных актов, соответствующих этим нормативам, и они будут более эффективными, если будут носить международный характер при соответствующем государственном контроле.

Основные идеи, положенные в основу Стандарта:

- правила экологичного поведения хозяйствующих субъектов на территории российской Арктики и система индикаторов экологичного поведения, задающая ориентиры для действующих и новых предприятий на территории российской Арктики;

- единый свод лучших практик и инициатив научных, общественных и коммерческих организаций, отечественных и международных правил и требований в области охраны окружающей среды Арктической зоны РФ;

- формирование нового «института» добровольного принятия правил экологического поведения для действующих и новых предприятий на территории российской Арктики.

Россия, как «Арктическое государство», обладающее одной из самых больших площадей Арктических территорий в мире, должна иметь основополагающий документ национального характера, который бы определял стандарты экологически безопасной деятельности в Арктике, поскольку вне экологической безопасности не может существовать экономической деятельности, являющейся основой социального развития страны. Основной причиной необходимости настоящего стандарта является то, что существующая нормативная база не отражает и принципиально не может отразить все аспекты природопользования в Арктической зоне РФ. Происходит это не потому, что нормативная база несовершенна, а потому, что огромное количество аспектов не может быть встроено в закон, не всегда есть необходимость жестко регулировать деятельность, зачастую достаточно руководствоваться определенными принципами в ее организации для снижения рисков экологических катастроф. 

Кроме того, при росте интенсивности использования Арктической зоны будут возникать новые принципы хозяйствования и новые риски, нормативная база не может оперативно реагировать на такие изменения, в этом случае Стандарт, включающий в себя базовые принципы природопользования и обеспечения экологической безопасности вполне может если не заменить закон в полной мере, то хотя бы обеспечить общественно приемлемые форматы деятельности в Арктических регионах. Для осуществления процесса стандартизации деятельности в Арктической зоне требуется доработать и формализовать на национальном уровне принципы рационального и эффективного использования природных ресурсов Арктики исключающие прямой перенос «южных» технологий без прохождения процесса региональной адаптации и апробации. Кроме того, следует заменить изживший себя на настоящем этапе развития отраслевой подход освоения природных ресурсов Арктики, поскольку при современном уровне разделения труда невозможно в рамках одной отрасли, а тем более в рамках одного предприятия решить все проблемы обеспечения экологической безопасности производства. В первую очередь стандартизация должна касаться существующей нормативной базы, которая не соответствует документу «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года и дальнейшую перспективу». Таким образом, в процессе стандартизации должны быть решены следующие проблемы нормативной базы: 

- множественность и ведомственность нормативно-правовых актов, стандартов, регулирующих экологические вопросы по разным направлениям, в том числе распространяющаяся на Арктическую зону РФ, но не учитывающие ее природные особенности; 

- отсутствие учета во многих отраслевых актах инициатив Международных организаций в области защиты окружающей среды; 

- отсутствие механизма получения новых знаний о структурно-функциональной организации Арктических экосистем, механизмах устойчивости и их включения в существующие правовые акты, носящие регулирующий характер для отдельных видов деятельности; 

- отсутствие требований по региональной адаптации и апробации технологий добычи и переработки природных ресурсов Арктики; 

- отсутствие механизма учета значительных различий территорий российского сектора Арктики, чрезвычайно высокого разнообразия ландшафтов и климатических условий; 

- отсутствие базовых документов национального характера, как основы для формирования узкоспециализированных, отраслевых нормативных актов имеющих территориальную привязку для отраслей промышленности, причастных к использованию природных ресурсов, формирующих свою нормативную базу; 

- не разработаны подходы к определению допустимого антропогенного воздействия и нагрузок на арктические экосистемы;

- экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду не распространяется на все проекты намечаемой хозяйственной деятельности в Арктической зоне РФ; 

- не предусмотрен учет особых природно-климатических условий в технических регламентах для продукции, которая может производиться или потребляться в Арктической зоне РФ. 

Исходя из выше изложенного, Национальный общественный стандарт экологической безопасности в Арктике: 

- должен исключать ведомственный или отраслевой подход; 

- должен являться базовым документом для формирования территориальных актов; 

- объектом стандартизации является отдельное предприятие.

Национальный характер стандарта выражается в том, что он разработан для применения на суверенных территориях Российской Арктической зоны с учетом российского законодательства для работы в российском правовом поле. Стандарт является функциональным продолжением документов «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года и дальнейшую перспективу», «Экологической доктрины Российской Федерации», «Морской доктрины Российской Федерации». Национальный характер стандарта не исключает присоединение к стандарту иностранных организаций работающих на территории Российской арктической зоны.

Общественный характер стандарта выражается, прежде всего, в принципе добровольности, то есть, стандарт не является обязательным к исполнению, однако, организации, принимающие стандарт, берут на себя обязательства по выполнению его критериев добровольно, осознавая важность сохранения целостности окружающей среды, соблюдения норм безопасности и ответственности за качество жизни перед будущими поколениями. Проверить свое соответствие принципам стандарта организация и заявить о принятии норм стандарта, может самостоятельно используя материалы 4 радела. Однако, функционирование стандарта как системы подразумевает создание экспертного совета, который возьмет на себя функции проверки соответствия деятельности сертифицируемой организации нормам стандарта. Экспертный совет должен быть выборным органом и состоять из представителей организаций уже присоединившихся к стандарту, научных работников и представителей власти. Состав и численность экспертного совета, а также его полномочия определяются на его первом заседании представителей организаций готовых принять стандарт. Грядущие вызовы по освоению природных ресурсов Арктики и обеспечения ее экологической безопасности определяются задачами, формализованными в документе «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года и дальнейшую перспективу». 

Эти задачи включают в себя: 

- реализация конкурентных преимуществ России по добыче и транспортировке энергетических ресурсов; 

- решение задач структурной перестройки экономики в Арктической зоне Российской Федерации на основе освоения минерально-сырьевой базы и водных биологических ресурсов региона; 

- повышение экономической эффективности освоения минерально-сырьевой базы и водных биологических ресурсов арктического региона за счет использования комплексного подхода и их природных особенностей; 

- создание и развитие инфраструктуры и системы управления коммуникациями Северного морского пути для решения задач обеспечения евразийского транзита; 

- завершение создания единого информационного пространства Арктической зоны Российской Федерации;

- превращение Арктической зоны Российской Федерации в ведущую стратегическую ресурсную базу Российской Федерации; 

- глобальные изменения окружающей среды и климата. 

Национальный общественный стандарт «Экологическая безопасность Арктики» разработан Общественной комиссией по направлению «Экология» Межрегиональной общественной организации «Ассоциация полярников» (АСПОЛ).  Стандарт разработан коллективом авторов: Котельников В.А., Ключникова Е.М., Кильдюшова И.А., Саркова О.М., Васильева Ж.В. при содействии сотрудников Института проблем промышленной экологии Севера РАН под редакцией Н.А.Кашулина, В.А. Маслобоева. Коллектив авторов благодарит  Чупрова В.А., Митько А.В., Дроздова Д.С., Кругликову Е.М., Холмянскому М.А., Шавыкина А.А. за внесенные предложения, поправки и важные критические замечания.