Печать

Жуков М.А. член Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации

Падение цен на нефть влечет за собой с некоторым временным лагом падение цен на природное сырье в целом за исключением некоторых специфических торговых позиций. Эта ситуация в масштабах национальной экономики в наибольшей мере воздействует на экономику именно Арктики, так как с одной стороны все крупные экономические арктические проекты связаны с добычей минерального сырья, а с другой стороны арктическое минеральное сырье в масштабах национальной экономики, как правило, имеет наибольшую себестоимость. Таким образом, именно экономика арктических регионов в новых экономических условиях оказывается в наиболее сложном положении и именно этим региональным экономикам придется совершать экономический маневр и пересматривать свои стратегии развития на краткосрочную и среднесрочную перспективу.

Для пересмотра экономической стратегии необходимо:

- определиться с глубиной временной перспективы, в рамках которой невозможно будет вернуться к привычной и в целом отлаженной экономической политике с опорой именно на разработку крупных месторождений минерального сырья;

- спрогнозировать общие контуры того «нового мира», в который выйдет мировая и национальная экономика после восстановления экономической активности.   

Две эти задачи внутренне логически связанны. Глубина временной перспективы зависит о глубины трансформации мировой экономики, текущие события в которой имеют вид скоординированных глобальных действий. В этой связи имеет смысл посмотреть, что по этому поводу говорят люди авторитетные. 3 апреля 2020 года в журнале «Wall Street Jordan» Генри Киссинджер опубликовал статью «The Coronavirus Pandemic Will Forever Alter the World Order». В этой статье более чем информированный политик заявляет, что: «Когда пандемия COVID-19 закончится, институтам многих стран будет вынесен приговор: «Вы провалились» и главное — «…сделать то, что должно быть сделано». В этой связи Киссинджер рекомендует сохранить «безопасность, порядок, экономическое процветание» и «…смягчить воздействие приближающегося хаоса на самые незащищённые сегменты человечества». Далее Киссинджер говорит о созидании «поствирусного» мирового порядка в рамках «глобальной программы сотрудничества» с сохранением «принципов либерального мирового порядка». Опасной альтернативой Киссинджер видит «прообраз любой власти ..., возглавляемой могущественными вождями, иногда деспотическими, а порой милостивыми, но всегда готовыми защитить свой народ от внешнего врага». 

Таким образом, события в мире направляются группами элитных политиков Запада, имеющими общий глобальный план для всего Мира. А что в экономической части этого плана? Об этом говорит в экстренном заявлении от 1 апреля 2020 года, сопредседатель Римского Клуба Андерс Вийкман. Римский Клуб иногда представляют в качестве несерьезной тусовки непонятно кого, периодически делающей «экзотические заявления». На самом деле это более чем серьезная структура мирового согласования и управления. В ее создании и руководстве принимал участие высокопоставленный сотрудник ПГУ КГБ СССР, соучредитель Международного института прикладного системного анализа (Австрия), создатель и руководитель Института системного анализа (ВНИИСИ) ГКНТ и АН СССР, член многих национальных академий и экономических школ наиболее развитых стран Мира, академик Джермен Михайлович Гвишиани. Несерьезно относиться к Римскому Клубу – совершать серьезную ошибку. 

В ряду принципиальных решений грядущих преобразований Андерс Вийкман назвал: 

- создание альтернативной экономики, учитывающей де-факто существующие экономические интересы всех социальных групп и новые финансовые правила их взаимодействия и развития;

- снятие запрета на использование генерирующих устройств, работающих на т.н. «свободной энергии», а также всех других прорывных технологий – во всех сферах развития социума.

По поводу снятия запрета на использование генерирующих устройств, работающих на т.н. «свободной энергии», можно сколько угодно издеваться, но вспомним, что «вечный двигатель» запрещен для закрытых, а не для открытых систем и классическим «вечным двигателем» для открытой системы является гидроэлектростанция, которой неважно, откуда вода притекает и куда утекает. Теория генерирующих устройств, работающих на т.н. «свободной энергии» находится в рамках квантовой механики. Тут можно вспомнить, что известный австрийский физик Пауль Эренфест, работавший в России и бывший членом корреспондентом АН СССР, предлагал в Геттингенском университете использовать в дискуссиях о квантовой механике в качестве председателя своего попугая, которого он научил фразе: «Но, господа, это не физика» («Aber, meine Herren, das ist keine Physik»). И действительно, пропасть между квантовой механикой и всей остальной физикой удалось лишь сузить, но не преодолеть. С углублением в законы микромира (мира невещественных феноменов), лежащего в фундаменте мира вещественного, ощущаемого нами органолептически, становится все более ясно, что слова: «это не физика» нужно адресовать уже всей остальной физике. Вся наука о вещественных началах мира является неким частным случаем квантовой механики.

Из изложенного следует, что нефть и уголь будут шаг за шагом выпадать из процессов энергообеспечения и спрос на них будет неуклонно сокращаться. Этот фундаментальный стратегический вывод подтверждает и интервью Министра энергетики России Александра Новака от 13 апреля текущего года, который заявил, что российские компании готовы к концу «золотого века» нефти и в дальнейшем сырьё будут использовать как «источник углерода для производства материалов». Коксующийся уголь, в том числе угли Нерюнгри, будет еще использоваться в металлургии, но в целом эпоха угля также идет концу даже с учетом большого количества технологических возможностей его использования в процессах органического синтеза. Что касается газа, то он какое-то время еще будет замещать в электрической генерации уголь и нефть, но и он в перспективе станет в основном сырьем для органического синтеза, и потребность в нем будет падать. 

Природные и логистические условия Арктики таковы, что крупный бизнес шел в Арктику в первую и главную очередь за минеральными ресурсами, а среди них – за ресурсами энергетическими. Глобальная трансформация энергетической структуры Мира ставит перед добывающей промышленностью Арктики задачу сохранения уже освоенных месторождений и развернутых производств. Обвальное сокращение добычи и уход из освоенных или осваиваемых инфраструктурных узлов крайне нежелателен. Эти ресурсы нам все равно понадобятся в некоторой временной перспективе, и все бросить сейчас, чтобы снова осваивать потом – расточительно и просто глупо. 

Для того, чтобы сохранить достигнутое, необходимо снизить издержки, так как выпадать из экономического оборота будут ресурсы с наибольшей себестоимостью добычи и доставки. В этой связи меняется задача разрабатываемого пакета арктических законопроектов. Очевидно, что новых проектов в сфере углеводородного сырья в краткосрочной и даже среднесрочной перспективе уже не предвидится, задача меняется с привлечения новых инвестиций на сохранение инвестиций уже вложенных. Соответственно, нужно компенсировать внеэкономическое северное удорожание не для вновь ожидаемой, а уже для существующей экономики и пакет арктических законопроектов необходимо перерабатывать заново. Льготы в объемах, обеспечивающих компенсацию внеэкономического удорожания, должен получить уже действующий бизнес, так как иначе он разорится и уже не будет никаких налоговых поступлений вообще. 

Что касается аргументации Минфина России, суть которых в том, что ожидаемые налоговые поступления от действующего бизнеса уже посчитаны и заложены в бюджетных расходах будущих периодов. Все эти расчеты уже утратили свою актуальность и теперь, в любом случае, все придется пересчитывать заново. Пересчету подлежит и экономика уже действующих значимых экономических проектов в Арктике. Этим проектам предстоит определить свою рентабельность в сценарных условиях. В рамках этих расчетов предстоит переопределить компоненты суммарных производственных издержек, определив, в том числе, перечень внеэкономически определяемых издержек и их уровень. Снижение этих издержек возможно несколькими способами: 

1. совершенствованием и оптимизацией управленческих алгоритмов на разных уровнях, снижающей стоимость управленческой деятельности и повышающей ее качество, в том числе за счет кадровой политики;  

2. инфраструктурным развитием, снижающим издержки сразу всему кругу пользователей инфраструктурой, что делает вложение в инфраструктуру очень эффективным;

3. внедрение новых более эффективных технологий;

4. исключением из обложения налогами факторов внеэкономического удорожания, вносящих свой вклад в суммарные издержки производства. Этот подход соответствует базовому условию эффективной деятельности рыночных механизмов – равенству конкурентных условий.

Разработка в Арктике экономической стратегии регионов по данным четырем направления требует глубокого анализа:

- наличных природных ресурсов;

- инфраструктурного каркаса;

- человеческого капитала;

- бизнес-схем и схем управления, выявление ресурсов сокращения издержек структурного, технико-технологического и логистического управления с выявлением внеэкономического удорожания издержек, которые не могут быть компенсированы иначе как через снижение налогообложения. Последнее направление анализа в рамках научной деятельности было практически запрещено по идеологическим соображениям, но его можно осуществит на основе анализа уже существующих бизнес-проектов.

 Особое значение в новых условиях будет иметь поддержка малого бизнеса и деятельности населения по самообеспечению. Особое политическое значение в Арктике имеет поддержание традиционного природопользования коренного населения (как малочисленных народов, так и народов, не являющихся малочисленными). Эта поддержка требует применения новых организационных форм и технико-технологических решений, включая уже апробированные на других направлениях.