Печать

Жуков М.А. член Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации

Солдаткин Е.И. советник государственной службы 1 класса

В пятницу 18 января 2019 года Премьер-министр Российской Федерации Д. А. Медведев на встрече с Президентом Российской Федерации В.В. Путиным сделал предложение передать вопросы освоения и развития Арктики в Министерством по развитию Дальнего Востока Российской Федерации и ввести пост первого замминистра Минвостокразвития России по вопросам Арктики. Возможно, ведомство теперь будет именоваться Министерством по развитию Дальнего Востока и Арктической зоны Российской Федерации. В.В. Путин с предложением согласился. Вице-премьер, полномочный представитель Президента Российской Федерации на Дальнем Востоке Ю.П. Трутнев предложение поддержал, заявив: "Министерство будем расширять" и уточнил, что на Арктику также будут работать дальневосточные институты развития (Корпорация развития Дальнего Востока, Агентство по развитию человеческого капитала, Агентство по привлечению инвестиций и поддержке экспорта).
О целесообразности передачи полномочий в Минвостокразвития России мы говорили и писали неоднократно, и в 2017 году, и в 2015 году. В тот период работа над законопроектом об Арктической зоне Российской Федерации (АЗРФ) в Минэкономразвития России зашла в тупик и позитивных перспектив не просматривалось. Проблема не в том, что Минэкономразвития России органически не способно справляться с арктическими проблемами. При Г.О. Грефе – справлялось и вполне успешно. Неудачи последних лет связаны с тем, что перешедшие в ведомство бывшие сотрудники Минрегиона России продолжали попытки реализовывать свой изначально неудачный подход к решению проблем АЗРФ. После их ухода в министерстве вопрос был передан в руки вполне адекватных задаче специалистов, но они имели поручение доработать и внести в Правительство Российской Федерации разрабатывавшийся их предшественниками законопроект, о котором рассказано в материале "Закон об Арктике. Дорога без конца".
В любом случае, Минвостокразвития России не сможет опереться ни на управленческую традицию Минрегиона России, полностью себя дискредитировавшую за последние полтора десятилетия с момента создания ведомства, ни на управленческую традицию Минэкономразвития России, не успевшую воссоздаться после передачи предмета ведения в Минрегион России в 2004 году. Минвостокразвития России предстоит создать принципиально новую управленческую команду, соответствующую миссии ведомства, стоящей перед ним сверхзадаче и переданным ему компетенциям. В то же время, нет необходимости начинать все с чистого листа, как это делали последовательно сменявшиеся команды Минрегиона России, привлекавшие специалистов не вполне профильных, не имевших именно тех знаний, которые необходимы и собственного длительного опыта работы в Арктике. Носители соответствующих предметных знаний и навыков живы и продолжают активную деятельность в профильных научных организациях и советах палат Парламента России. Вынужденно находившиеся в положении критиков неуклюжих действий чиновников, не знающих объекта управления, они всегда открыты для позитивного взаимодействия.
Миссия Минвостокразвития России в Арктике – сформировать условия эффективного поступательного развития АЗРФ в интересах как жителей самих арктических регионов, так и всех граждан нашей страны. По своему содержанию она несколько отличается от миссии ведомства в отношении южной части территории Дальнего Востока России, где стоит задача развития территорий и закрепления на них населения. Ни сплошного, ни очагово-сплошного освоения территорий в Арктике не планируется. Поэтому задачи, подходы и способы их разрешения в Арктике и на Дальнем Востоке существенно различны. Сверхзадача министерства – обеспечить новое качество управления экономическими и социальными процессами, координации деятельности государственных структур, институтов гражданского общества и частного бизнеса.
Компетенции ведомства можно сгруппировать в сферы нормотворчества, стратегирования и планирования, распорядительных функций. В сфере нормотворчества первоочередной задачей Минвостокразвития России является разработка столь долгожданного для общества законопроекта о развитии АЗРФ, превратившегося с течением времени из задачи чисто управленческой в задачу политической значимости. Но нужно учитывать, что неоднородность географической среды и различия пространственного положения узлов развития относительно экономических центров и существующего инфраструктурного каркаса, колебания конъюнктуры и ценовых пропорций требуют высокого уровня оперативности и дифференциации применяемых управленческих решений с учетом времени и места. В этой связи, многие вопросы не могут быть решены в рамках федерального законодательства и должны быть переданы на более низкие уровни государственного управления.
В сфере стратегирования и планирования актуальной проблемой являются вопросы пространственного развития, в рамках которого реализуется плановый системный подход к пространственному сопряжению компонентов экономического, социального и инфраструктурного каркасов на основе детального учета особенностей географической среды, природных, экономических и социальных процессов в их развертывании во времени.
Территориальные схемы развития должны включать детальное описание действующей инфраструктуры и планы по ее модернизации, планы по восполнению недостающих элементов инфраструктурных комплексов в рамках уже сложившихся опорных зон развития; планы по созданию новых инфраструктурных комплексов перспективных опорных зон развития, обеспечивающих реализацию новых значимых проектов и программ, экономически самодостаточных, располагающих собственной системой жизнеобеспечения.
Системный подход – ключевой элемент нового качества управленческой деятельности в Арктике в целом. Он оптимизирует не только пространственное сопряжение элементов, но и сопряжение функциональное в решении вопросов предоставления государственной поддержки при реализации значимых проектных инициатив, при разработке системы мер управления и координации деятельности на конкретных территориях.
Предусматриваемые законопроектом об Арктике опорные зоны развития (инфраструктурные узлы, соединяемые с другими зонами экономической активности транспортными коридорами) являются важным, но далеко не исчерпывающим инструментом, ориентированным на решение задач инфраструктурного обеспечения экономической и социальной сфер жизнедеятельности населения. Одновременно, они применимы не только в Арктике.
В рамках системного подхода к решению задач пространственного развития АЗРФ с учетом специфики ее конкретных территорий необходимо применение специализированных для каждого отдельного случая наборов инструментов, предусмотренных национальным законодательством. Такая возможность должна предусматриваться законодательно. Эффективными и адекватными условиям реализации конкретных проектов в Арктике могут быть такие инструменты как ТОРы, экономические зоны, договора концессии, договора раздела продукции, договора о совместной реализации проектов в рамках тех или иных форм частно-государственного партнерства.  
В сфере распорядительных функций нужно отметить, что министерству совместно с Правительством России удалось выработать эффективный механизм отбора проектов, претендующих на государственную поддержку, через процедуру их прохождения через подкомиссию Правительственной комиссии по социально-экономическому развитию Дальнего Востока и Байкальского  региона. Этот инструмент управления может и должен применяться в Арктике, процедурно развиваясь и углубляясь.