Печать

Жуков М.А., Васильев В.В.

Районирование территории страны необходимо для практической деятельности органов управления всех уровней при решении экономических и социальных задач. Критерии оценки экономической ситуации теряют свой смысл, если их использовать применительно к недифференцированному экономическому пространству страны.

 Арктическая зона в сравнении с остальными территориями страны обладает экстраординарными особенностями. Арктика:

- важный ресурс естественных природных экосистем - более 95% арктической зоны;
- кухня погоды Северного полушария, территория, где природные процессы находятся в состоянии критического равновесия, незначительное смещение которого в ту или иную сторону способно существенно перестроить климатические процессы в умеренных широтах;
- территория с чрезвычайно ранимыми природными системами, слабость ассимиляционного потенциала которых определяется незначительным биологическим разнообразием и низкой интенсивностью биологических процессов;
- территория, на которой особенно велика доля коренного населения;
- кладовая России, разработка ресурсов которой не имеет альтернативы для экономики страны и, по ряду позиций, для мировой экономики;
- территория, где предельно максимизированы все факторы удорожания производственной деятельности и жизнедеятельности населения.

Такая комбинация исключительных свойств макрорегиона, определяющая, с одной стороны невозможность не вести масштабную хозяйственную деятельность в Арктике, а с другой стороны, исключительные условия ее ведения, требует осуществления соответствующей политики, что, в свою очередь, требует выделения Арктической зоны России и нормативного правового закрепления ее границ.

Наряду с внутренними, имеются и внешние причины правового установления Арктической зоны России – наличие международных обязательств в отношении этого макрорегиона, в первую очередь в рамках Арктического совета. Схожие обязательства Российская Федерация имеет в отношении Байкальского экорегиона. Эти обязательства обеспечены нормативным закреплением границ экорегиона и его внутренним зонированием. В отношении же российской Арктики даже вопрос о границах носит достаточно условный характер.

В настоящее время Арктическая зона определяется решением от 24 апреля 1989 г. Государственной комиссии при Совете Министров СССР по делам Арктики. В ее состав включаются: Мурманской области - Печенгский, Кольский, Ловозерский административные районы, Ненецкого АО, Архангельской области (полностью), Ямало-Ненецкого АО, Тюменской области (полностью), Таймырского АО (Долгано-Ненецкий), Красноярского края (полностью), Республики Саха (Якутия) пять прибрежных районов (Аллаиховский, Анабарский, Булунский, Устьянский, Нижнеколымский), Чукотского АО, Магаданской области (полностью).

Такой уровень установления границ Арктической зоны не дает возможность рассматривать ее как полноценно нормативно закрепленную. Комиссии, образуемые при органах государственного управления, вырабатывают рекомендательные решения, ложащиеся в основу деятельности этих органов. Но сами эти решения не являются правоустанавливающими актами. Указанное решение Государственной комиссии должно было лечь в основу соответствующего постановления Совете Министров СССР, но в 1989 г. страна уже входила в состояние острого государственного кризиса и результаты деятельности Комиссии не были реализованы.

В настоящее время ничто не мешает вернуться к вопросу об установлении Арктической зоны России и нормативном правовом закреплении ее границ указом Президента, федеральным законом или актом Правительства Российской Федерации. В основу этого документа может быть положено как решение указанной Государственной комиссии, так и другие предложения.

По материалам сайта "Север-наш!"