Сегодня начинает работу 109-я сессия Комитета по безопасности на море (КБМ 109) - последнее мероприятие ИМО в уходящем году.

В фокусе внимания:

- МАНС - морские автономные надводные суда (. Кодекс по безопасности МАНС рождается в ИМО с большим трудом, график его разработки сильно съехал вправо. Оно и не удивляет ввиду сложности стоящей задачи. КБМ 109 совершит очередной «подход к снаряду», но работы очевидно будут продолжены в следующем году;

- Разработка требований по безопасности судов в связи с использованием новых видов топлива. Это очень громкая и в принципе полезная тема, но пока с минимальным практическим выхлопом. Сейчас скорее закладывается база для разработки поправок в будущем;

- Кибербезопасность в судоходстве. Пока это важное направление существует в ИМО в формате рекомендаций, которые в ходе КБМ 109 будут дорабатываться. Но предполагается и обсудить перспективы разработки требований;

- Пиратство, разбой на море, миграция. Тут больше популизма, чем работы. У ИМО нет профильных инструментов или механизмов, чтобы влиять на эти явления, кроме как сподвигать государства предпринимать какие-то шаги на национальном или региональном уровне;

- Отчеты Подкомитетов. Большой пакет разных проектов поправок и рекомендаций в области проектирования, конструкции, судовых систем, навигации, связи, поиска и спасания, которые будут формально одобрены КБМ 109;

- Безопасность каботажных паромных перевозок. Вопрос висит в повестке скорее по инерции, чтобы подсветить его важность для государств Азии. Рекомендации по этот счет КБМ уже разработал и одобрил;

- Целевые стандарты проектирования и постройки нефтеналивных и навалочных судов. Противоречивый пакет требований СОЛАС, обязывающих классификационные общества унифицировать ряд своих нормативов, а также предполагающий механизм проверки соответствия. По сути, ничего кроме дополнительной финансовой и административной нагрузки на игроков отрасли это, к сожалению, не несет;

- Формализованная оценка безопасности. В значительной мере мертворожденная методика оценки рисков с целью разработки норм регулирования. Практика применения ограничена, и особых перспектив не видно, но ИМО это дело не бросает, т.к. тема красивая и модная.

А. В. Митько