В среду 14 сентября в Мурманск прибыла самоходная ледостойкая платформа (ЛСП) "Северный полюс", вышедшая из Санкт-Петербурга 2 сентября. Судно спроектировано КБ «Вымпел», построено АО «Адмиралтейские верфи» по заказу Росгидромета и передано в эксплуатацию Арктическому и антарктическому институту (ААНИИ) Росгидромета, располагающему к тому времени двумя специализироваными научными судами и имеющему богатый опыт эксплуатации флота научных судов.
Заложено судно в апреле 2019 года и его ввод в эксплуатацию намечался на 2020 год, но новизна задачи и отсутствие аналогов вынудили сдвинуть срок ввода на 2 года. Затяжка строительства связана была также с решением вопросв бюджетного финансирования, так как первоначально было выделено 6,9 млрд рублей, но в итоге стоимость строительства выросла до более чем 9 млрд рублей.
Длина судна – 83,1 м; ширина – 22,5 м; осадка – 8,6 м; мощность ГД – 4200 кВт; скорость – до 10 узлов; автономность – 2 года; экипаж – 14 человек и 34 научных сотрудника, располагающие для работы 15-ю научными лабораториями. На судна есть вертоледная площадка, способная принимать тяжелые вертолеты типа Ми-8АМТ (Ми-17).
15 сентября ЛСП "Северный полюс" отправится в экспедицию в район Новосибирских островов, где ЛСП будет вморожен в специально подобранную для этих целей льдину. Судно построено так, что ледовая нагрузка сжатия выдавит платформу на поверхность льда. Программа дрейфующих полярных станций была начата в 1937 году, всего было проведено 40 экспедиций, но 10 лет назад программа была приостановлена из-за таяния льдов и невозможности подобрать достаточно толстую и прочную льдину, способную обеспечивать безопасность расположившихся на ней ученых.
Создание самоходной ледостойкой платформы – мера вынужденная, но продвинувшая уровень и эффективность исследовательских работ далеко вперед – научным сотрудникам более нет необходимости тратить множество времени и сил на борьбу с крайне дискомфортными условиями жизни и работы на льду в условиях низких температур и ураганных ветров арктических циклонов.
41-я арктическая дрейфующая полярная станция начнет свою работу в начале октября. Цели экспедиции - геологические, геофизические, океанографические и акустические наблюдения, исследования климата Арктики, ледового и погодного режима трасс Северного морского пути.