Невские новости сообщают, что в создание ветроэлектростанции на берегу Белого моря в Карелии будет построена ветроэлектростанция мощностью 60 МВт.
Строительством будет заниматься госкорпорация «Росатом» совместно с китайской компанией Zhongmin Energy, и группы инвестиций и развития провинции Фуцзянь. На территории Карелии планируется выпускать компоненты ветроустановок, включая литые заготовки. Их производство будет осуществляться на заводе «Петрозаводскмаш».
Строительство ветроэлектростанций в Арктике вязано с проблемой дороговизны завоза дизельного топлива и топочного мазута в населенные пункты Арктики для целей энергоснабжения. Арктика - регион с высокой циклонической активностью (помимо внутренних районов Якутии) и энергией ветра обеспечены хорошо. Однако ветроэнергетика в Арктике развивалась медленно и плохо, так как приобретались дорогие мощные импортные генераторы, сложные в эксплуатации и очень дорогие в ремонте. Необходимо использование собственных массово производимых и дешевых в эксплуатации и ремонте ветрогенераторов средней и малой мощности для средних и малых поселков в первую очередь, куда завозить топочное горючее особенно затратно и неэффективно. Об этом мы подробнее писали в аналитической записке "Об оптимизации завоза продукции в районы с ограниченным сроком транспортной доступности".
Насколько можно понять из текста Невских новостей, использоваться будут китайские разработки, частично производственно локализуемые в России. Почему Китай - понятно. Инвестиций внутренних нет и быть не может. На предложение Кудрина на Питерском форуме повысить порог отсечения в бюджетном правиле с 40 до 45 долларов за баррель нефти Кристин Лагарп заявила, что это плохая идея. И все согласились, что плохая. Если инвестиции китайские, то и проект китайский и основная часть комплектующих также китайская.
Тем не менее, это некий промежуточный вариант, снижающий издержки но не максимально возможным образом, так как часть маржи будет уходить за рубеж, а еще и национальным участникам проекта нужна их часть прибыли, и за все заплатит потребитель. Может быть экономика проекта сложится и его можно будет распространить на еще более отдаленные регионы Арктики, где транспортное удорожание еще более существенно.