Жуков М.А.

В правовой литературе не так часто встречаются работы, посвященные содержательной и правовой трактовке единичного понятия. Однако, такие работы весьма актуальны, так как существует проблема определенной двойственности языка права.

Жуков М.А., Хвальковский А.В.1

"Общество едино и разнородно... Внутри единого общества постоянно возникают некие общности, объединенные весьма разнообразными основаниями, причинами, интересами, потребностями, целями, задачами, верованиями..." (Иванов, 1994)2. К таким появляющимся и исчезающим общностям цитируемый автор предлагает применять понятие "община", вкладывая в него в правовом аспекте следующее содержание: "Под общиной далее будет пониматься общность граждан государства, обладающая зафиксированными в законе правами, отличными от прав составляющих эту общность людей"; т. е.: "... община есть признанная законом и обладающая правами группа людей, сознающая себя объединенной и выразившая свою волю в едином обращении к государственной власти, органам и юридическим лицам"3.

Жуков М.А.

Предмет обсуждения многогранен и связанные с ним проблемы не могут быть исчерпаны в кратком докладе. Остановимся лишь на нескольких вопросах.

Жуков М.А.

В сфере отечественного законодательства, которую С. Н. Королев1  по аналогии с правовой системой Северной Европы предлагает именовать “Северным правом”, в качестве основных субъектов законодательства рассматриваются народы и этнические группы. Такой подход связан как с нашими собственными стереотипами восприятия проблемы, так и с механическим переносом на нашу почву западного опыта “политики в отношении племен”. По нашему мнению, идентификация субъектов “Северного права” исключительно через их национальную принадлежность не отвечает условиям нашей страны и во многих случаях законодательство должно ориентироваться не только на народы как таковые, но и на конкретные социальные группы2.

Жуков М.А.

1. Традиционное природопользование и его субъекты. Стереотипы восприятия проблемы.

Традиционное природопользование - специфическая форма хозяйствования, с которой до настоящего времени связано существование множества весьма разнообразных групп населения России.

Жуков М.А.

Естественной и необходимой частью процесса демократизации российского общества является законодательное оформление особого правового статуса коренных малочисленных народов  Севера России, Сибири и Дальнего Востока, связанное с тяжестью их нынешнего социально-экономического положения, опасностью растворения в окружающем обществе по крайней мере некоторых из них. Но существующие в настоящее время подходы к формулированию правоотношений коренных малочисленных народов с государством и окружающим обществом, не соответствуют структуре этого общества, характеру взаимосвязей между различными его элементами и имеют опасный потенциал конфликтности, уже в настоящее время серьезно осложняющий процесс принятия соответствующих правовых актов.

Жуков М.А.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2005 г. № 185-р в целях реализации Концепции государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера утвержден План мероприятий социально–экономического развития районов Севера. Этот достаточно обширный документ содержит 25 значимых и актуальных поручений, каждое из которых требует отдельного серьезного рассмотрения. В настоящей статье мы остановимся на одном из них — разработке перечня видов деятельности, относящихся к традиционному природопользованию коренных малочисленных народов Севера. Проект соответствующего постановления Правительства предполагается разработать к декабрю 2005 г.