Митько А.В. Президент Арктической общественной академии наук, руководитель совета КС НСБ России, доцент ВНИИМ им. Д.И. Менделеева, Санкт-Петербургский государственный университет
Арктика продолжает демонстрировать климатическое упреждение — изменения здесь не только нарастают, но и нарушают принятые научные модели. Последние наблюдения — от российских научных институтов до полевых экспедиций британцев на Шпицберген — дают сложную, противоречивую и тревожную картину.
С одной стороны, данные ААНИИ фиксируют устойчивый тренд: зимние температуры в Арктике с начала 90-х выросли на 4–6°C, а летние — на 2–3°C. Арктические моря по трассе Северного морского пути ощущают этот тепловой удар особенно сильно. Температурный максимум, зафиксированный в 2018–2020 годах, возможно, не предел — по расчетам, волна потепления может продлиться до 2027 года. Причина — в «отложенном эффекте» аномально теплых тропиков Северной Атлантики, где энергетика океанической поверхности втрое превышала норму в 2023 году. Влияние дойдет до Арктики с характерной задержкой в 2–3 года.
Но даже на фоне глобального потепления — локальные «карманы холода» сохраняют стратегическую значимость. Исследование МФТИ и ИО РАН показывает, что Баренцево море, несмотря на подпитку Гольфстримом, не только не прогревается, но и охлаждается за счёт сложных вертикальных потоков: молодые льды изымают пресную воду, формируя плотные соленые массы, которые оседают и охлаждают нижние слои, в том числе и атлантические воды в желобе Святой Анны. Это замедляет проникновение тепла в восточные моря Арктики и снижает краткосрочные ожидания по расширению промысловой активности в Карском море.
Однако столь тонкий баланс может быть легко разрушен. На Шпицбергене британские ученые зафиксировали +3,3°C в феврале — это в пять раз выше климатической нормы. Зеленая тундра, талая земля и дожди посреди зимы — тревожный визуальный аргумент в пользу пересмотра даже самых консервативных климатических прогнозов.
Что это всё означает для Севморпути?
Площадь летнего ледяного покрова за 10 лет сократилась в 8 раз, но даже при этом в навигационный сезон сохраняются зоны сплоченного льда — у пролива Вилькицкого, в Восточно-Сибирском и Чукотском морях. Осенний лёд формируется быстро, а его толщина хотя и невелика, всё ещё требует ледокольного сопровождения. Прогнозы к 2050 году обещают облегчение условий навигации с августа по октябрь — но и тогда лед полностью не исчезнет.
Таким образом, Арктика не стремится ни к устойчивому потеплению, ни к возвращению в стабильный «холодный режим». Она всё больше превращается в регион климатической нестабильности, где резкие переходы и географическая фрагментация условий станут нормой. Для судоходства, логистики, промысла и инфраструктуры это означает лишь одно: адаптивные решения должны закладываться не по инерции прошлого, а с оглядкой на многовариантное будущее.

