Митько А.В.
Президент Арктической общественной академии наук, доцент СЗИУ РАНХ и ГС
Судостроительный аспект
В условиях санкций против российского трубопроводного газа и все еще возможного прекращения транзита через территорию Украины, по окончанию действующего контракта 31 декабря текущего года, а также наращивания возможностей по производству сжиженного природного газа (СПГ),
Санкции сжиженному газу не помеха: Россия намерена экспортировать до 40 млн. тонн СПГ ежегодно
Даже по самому пессимистичному (он же — консервативный) сценарию в 2024 году и в последующие Россия экспортирует СПГ минимум на 38 млн. тонн. При базовом сценарии цифра в 2025 году вырастет до 40 млн тонн, к 2027 — 56,6 млн. тонн. При оптимистичном — только в этом году цифра должна достичь отметки в 48 млн. тонн.
Ключевые показатели завязаны на проекте «Арктик СПГ-2», даже с учетом того факта, что осенью 2023 года США включили проект в санкционный список, а в мае 2024 санкции были расширены и на те компании и суда, связанные с проектом.
РФ — единственный крупный экспортер в части перевалки СПГ через страны Евросоюза. Напрямую с российских заводов «Новатэка» и «Газпрома» («Ямал СПГ» и «Портовая») за прошлый год отгрузили через Мурманск, Калининград, Монтуар (Франция) и Зебрюгге (Бельгия) 21,4 млн тонн ресурса: большая часть ушла в страны-импортеры (главные закупщики — Бельгия, Испания, Франция), 16% — в страны Азии (Индия, Китай и Тайвань).
По предварительным данным, в этом году отмечается тенденция к росту отгрузки «нерукопожатного» российского СПГ в страны Европы. А значит, санкции со стороны европейцев (пока) будут отложены. Однако, если Европу «продавят», то Россия будет выключена из портов Франции и Бельгии, что только подтолкнет к безальтернативному варианту — осуществлять поставки через Северный морской путь, что в любом случае не скажется на объемах поставляемого ресурса.
Однако больше проблем доставить объект передвижения: американские санкции и отложенные европейские усиливают потребность в газовозах ледового класса. Причина — у России нет собственного флота газовозов. Именно потребность в них вынудила компанию «Новатэк» притормозить производство СПГ по проекту «Арктик СПГ-2». В мире газовозы производят в основном Южная Корея (80% рынка) и Китай (почти 20%). Ранее Россия выходила из положения через заказы на верфи «Звезда», однако год назад технологические партнеры верфи ушли из России, и дальневосточный завод пока не справляется с оперативным импортозамещением: только проекту «Арктик СПГ-2» требуется 21 судно класса Arc7, еще десятки обычных газовозов требуется порту Мурманск и в перспективе — Камчатке (порт Петропавловск-Камчатского — перспективная часть СМП).
И в целом, если с добычей СПГ у России проблем нет, как и с портами, то с сопутствующей инфраструктурой ситуация критическая. Отечественная верфь явно не справляется, а другой у страны нет. А значит, возникает закономерный вопрос: на сколько еще лет хватит текущих мощностей и как скоро российские инженеры смогут поставить на воду газовозы.
Российское судостроение все еще не способно обеспечить производство современных газовозов.
И это несмотря на реализацию программы по созданию судостроительного кластера на верфи «Звезда» на Дальнем Востоке с использованием южнокорейских технологий.
В этой ситуации чрезвычайно важное значение приобретает только что созданная указом президента Владимира Путина Морская коллегия, председателем которой назначен бывший глава Совета Безопасности России, чрезвычайно влиятельный Николай Патрушев.
Только масштабные усилия государства, при их координации Морской коллегией, могут привести к созданию необходимого флота современных судов для перевозки СПГ отечественного производства.