Митько А.В. Президент Арктической общественной академии наук, доцент СЗИУ РАНХ и ГС

В июле стартует сразу два значимых логистических проекта по Севморпути.

Первый, субсидируемый Минвостокразвития каботажный рейс по Севморпути по маршруту Архангельск — Певек — Корсаков — Находка — Магадан — Петропавловск-Камчатский — Певек — Мурманск стартует 23 июля из порта Архангельск.

В настоящее время ведется работа по подтверждению предварительных заявок и заключению договоров на морскую перевозку.

Программа субсидирования арктических каботажных перевозок между портами Северо-Запада и Дальнего Востока стартовала в 2022 году. В первый год было выполнено два круговых рейса, а в 2023 году — три.

Второй стартовал 5 июля из логистического центра Подмосковья в Архангельск отправился первый железнодорожный «Экспресс Северный морской путь № 1» с контейнерным грузом, который будет доставлен в Китай по Севморпути. В транспортировке приняли участие Росатомфлот (предприятие «Росатом») и китайская судоходная компания Newnew Shipping Line.

На торжественном запуске присутствовал Чрезвычайный и полномочный посол КНР, генеральный директор “Российского экспортного центра”, губернатор Архангельской области, представители госкорпорации «Росатом» и Правительства Московской области.

В общей сложности до 2035 года на субсидирование перевозок, в соответствии с планом развития Севморпути, правительство РФ направит более 7,8 млрд рублей.

Оба события носят репутационно-демонстрационный характер, призваны протестировать разнообразный спрос и продемонстрировать потенциальные возможности СМП.

В том, что оба проекта по СМП стартуют именно в июле есть несколько причин. Фактор сезонности - круглогодичная навигация пока только в мечтах, поэтому все стремятся использовать сезон для лучших результатов экспериментов. 

Во-вторых, идет активная стадия согласования Нацпроекта «Эффективная транспортная система», где на СМП запланировано 744 млрд руб. Тематическая активность и популяризация способствует росту общественного доверия и поддержки.

Из 71 порта Арктического бассейна 66 портов либо не работают, либо перегружают менее 10 тыс. тонн в год. Без развития системы портов трудно рассчитывать на рост каботажных перевозок в Арктике, включая Северный завоз.