Митько А.В. Президент Арктической общественной академии наук, доцент СЗИУ РАНХ и ГС
«Риа Новости» в статье «США, Канада и Финляндия хотят "насаждать международные нормы" в заполярье» приводит заявление заместителя советника американского лидера по национальной безопасности Далип Сингха о том, что США, Канада и Финляндия объединяют усилия в строительстве ледоколов в целях проецирования силы в полярных широтах и "насаждения международных норм". "Ледяной пакт" пошлет сигнал России и Китаю, что США вместе с союзниками намерены, во-первых, упорно наращивать коллаборацию в промышленной политике для повышения нашей конкурентоспособности в стратегических отраслях, подобных судостроению, во-вторых, построить крупный ледокольный флот мирового класса, в-третьих, проецировать силу в полярных широтах для насаждения международных и договорных норм, продвижения мира и безопасности в Арктике и Антарктике" сказал Далип Сингх журналистам.
По словам Далип Сингха: «Без договоренностей, о которых будет официально объявлено "на полях" вашингтонского саммита НАТО, западные союзники рискуют уступить противникам первенство в "технологичной области, имеющей большое геостратегическое значение", вместе с заказами на ледоколы со стороны третьих стран, заинтересованных в их приобретении». Согласно его словам: «Лидеры США, Финляндии и Канады – президент (Джо) Байден, президент (Александер) Стубб и премьер-министр (Джастин) Трюдо – объявят о намерении сформировать трехсторонний механизм сотрудничества в производстве ледоколов. … "… "Мы рассмотрим возможность пригласить других союзников и партнеров в "Ледяной пакт"».
Высокопоставленный источник в Белом доме сообщил, что: "У нас будет по существу консорциум судостроительных верфей во всех трех странах. Идея в том, чтобы консолидировать спрос от правительств и партнеров всего мира с тем, чтобы иметь стабильный портфель заказов. А когда есть стабильный пакет заказов и достаточно сильный спрос, то, мы думаем, придут инвестиции и создадут желаемые компетенции". "У нас будет по существу консорциум судостроительных верфей во всех трех странах. Идея в том, чтобы консолидировать спрос от правительств и партнеров всего мира с тем, чтобы иметь стабильный портфель заказов. А когда есть стабильный пакет заказов и достаточно сильный спрос, то, мы думаем, придут инвестиции и создадут желаемые компетенции".
В ближайшее десятилетие союзным государствам понадобятся 70-90 ледоколов, спрогнозировал представитель Белого дома, и власти США хотят, чтобы американские верфи посоревновались за значимую часть общего портфеля заказов.
Очевидно, что источником компетенции в этой программе будет Финляндия. Только на верфи Хельсинки построены для СССР: 5 ледоколов типа «Москва», 4 ледоколы типа «Капитан Сорокин», 9 речных мелкосидящих ледоколов типа «Капитан Евдокимов», 6 речных ледоколов типа «Капитан Чечкин», 3 ледокола класса «Мудьюг», 3 ледокола типа «Ермак». Произведен монтаж атомных ледоколов «Вайгач» и «Таймыр».
Канада в целях укрепления свою военной мощи и обеспечения безопасности в Арктике планирует приобрести 12 новых подводных лодок. Это амбициозный проект, направленный на модернизацию устаревшего подводного флота страны, который на данный момент состоит всего из 4 дизель-электрических подводных лодок, приобретенных у Великобритании еще в конце 20-го века.
В рамках реализации проекта, канадское правительство уже приступило к переговорам с потенциальными поставщиками, стремясь найти подводные лодки, способные эффективно действовать в сложных условиях Арктики, включая плавание под ледяным покровом. Данный фактор является ключевым, поскольку Арктика становится все более стратегически важной для Канады, как с точки зрения природных ресурсов, так и с точки зрения национальной безопасности
Новое поколение подводных лодок будет иметь неядерные силовые установки. Это выбор обусловлен несколькими факторами, включая экологические соображения, а также желание Канады не нарушать международные соглашения о нераспространении ядерного оружия
Однако, приобретение современных подводных лодок является не просто превентивной мерой, а свидетельствует о стремлении Канады увеличить свою военную мощь и стать более активным игроком на мировой арене. В официальном заявлении канадского правительства, новые подводные лодки называются "сдерживающим фактором", намекая на их роль в предотвращении потенциальных морских угроз в Арктическом регионе.
Канада официально не объявляла о конкретном противнике, который мог бы представлять угрозу, очевидно, что внимание приковано к России. Мощный российский флот, имеющий в своем составе современные атомные подводные лодки, регулярно осуществляет патрулирование в Арктике, что вызывает обеспокоенность у западных стран.
Бывший верховный главнокомандующий объединенными силами НАТО Джеймс Ставридис в американском информационном агентстве Bloomberg пишет, что НАТО не поспевает за РФ в развитии боевого ледокольного флота.
Как отметил экс-главком НАТО, страны альянса мало уделяет внимание Арктическому региону, который в скором будущем может стать очагом конфликта из-за якобы “угроз” со стороны России.
В этой связи Д.Ставридис предложил “план противодействия”.
Во-первых, альянс должен воспользоваться преимуществом добавления двух новых стран (Швеция, Финляндия) с существенным арктическим опытом.
Во-вторых, США должны запустить программу по обновлению ледоколов (Polar Star и Healy) и рассмотреть возможность переоборудования некоторых эсминцев ВМС.
В-третьих, Североатлантическому альянсу нужно заниматься постоянным мониторингом ситуации в регионе, а также проводить патрулирование.
В-четвёртых, НАТО необходимо пересмотреть свои планы действий в чрезвычайных ситуациях и учений касательно арктической зоны.
Россия стремится наладить постоянное движение товаров по Северному морскому пути, поэтому регулярно обновляет свой флот ледоколов. За последние четыре года на воду были спущены три атомных ледокола. К концу этого года Россия спустит на воду дизель-электрический боевой ледокол "Иван Папанин". При этом новые российские боевые ледоколы получат 76-мм пулеметы и пусковые установки для противокорабельных и крылатых ракет. Такой флот иностранцам придётся строить 50 лет, поэтому они прекрасно понимают, что ловить им в Арктике нечего.