Печать

Митько А.В. 

Президент Арктической общественной академии наук.

Согласно прогнозу аналитической компании Drewry, перспективы мирового контейнерного судоходства продолжают ухудшаться — в следующем году отрасль понесет убытки в размере $15 млрд

Старший менеджер Drewry по исследованию контейнерных перевозок представил «пессимистичный» прогноз для судоходной отрасли:

• 60%-ное снижение мировых фрахтовых ставок — спотовых и контрактных вместе взятых — в текущем году

• 33%-ное падение в 2024 году 

«Это не только вызов для 2024 года. Он будет повторяться и в последующие годы»

Проблемы, которые выделил аналитик, следующие:

• перевозчики столкнутся с «непрекращающейся проблемой сохранения ставок на уровне выше себестоимости»

• низкие ставки фрахта отражают крайнее несоответствие между спросом и предложением, в следующем году прогнозируется рост предложения на 6,4% при росте спроса на 2%

• многие перевозчики обновляют свой флот в соответствии с экологическими нормами, но они «не избавляются от старых судов достаточно быстро»

• «перевозчики слишком поздно спохватились»

В целом ожидается, что в 2023 году перевозчики получат операционную прибыль в размере $20 млрд, но в следующем году потеряют $15 млрд

Основными угрозами считают геополитические проблемы и такие риски как экстремальные климатические явления

В предыдущие годы любое снижение пропускной способности портов быстро восстанавливалось, в частности, в 2009 и 2020 годах. Однако, по мнению Drewry, «в ближайшие годы этого не произойдет», а 2022 и 2023 будут «долгим похмельем после резкого увеличения расходов на новые мощности»

Компания пришла к выводу, что неестественный всплеск спроса в 2020-2021 привел к последующему сокращению потребительских расходов, оставив глубокую пустоту на контейнерном рынке, которая сохранится надолго, даже если мировая экономика будет двигаться вперед, еще раз показав, что связь между ВВП и объемами контейнерных перевозок исчезла.

В России перевалка в морских портах в январе-сентябре 2023 в целом росла.

10 морских портов по грузообороту:

• Новороссийск - 123 млн тонн (+13,3%)

• Усть-Луга - 89,8 млн тонн (+0,2%)

• Восточный - 65,4 млн тонн (+7,9%)

• Приморск - 47,5 млн тонн (+8,1%)

• Мурманск - 44,3 млн (+6,3%)

• Большой порт Санкт-Петербург - 35,5 млн тонн (+20,6%)

• Тамань - 32,6 млн тонн (+4,5%)

• Ванино - 27,4 млн тонн (-2,6%)

• Владивосток - 25,3 млн тонн (+5,8%)

• Находка - 20,5 млн тонн (+5,6%)

На 10 крупнейших портов приходится 3/4 от общей перевалки (675 млн тонн).

10 стивидоров:

• КТК-Р - 48 млн тонн (+10,8%)

• "Приморский торговый порт" - 47,5 млн тонн (+8,1%)

• НМТП - 47 млн (+0,4%)

• "Транснефть - Порт Козьмино" - 31,6 млн тонн (+8,7%)

• "Невская трубопроводная компания" - 25,3 млн тонн (+7,6%)

• "ОТЭКО-Портосервис" - 20,9 млн тонн (-7,4%)

• "Восточный порт" - 20,2 млн тонн (+0,2%)

• "Ростерминалуголь" - 16,1 млн тонн (+5,4%)

• "Ультрамар" - 15,4 млн тонн (+64,7%)

• "Ямал СПГ" - 15,3 млн тонн (-4,4%)

Первые пять операторов - нефть и нефтепродукты (хотя у НМТП присутствуют и сухие грузы).

Среди угольных стивидоров лидирует группа ОТЭКО, которая, не имея собственных добычных активов, обошла в этом сегменте лидеров рынка: КРУ ("Ростерминалуголь", "Восточный порт") и СУЭК (его терминалы даже не вошли в десятку). 

На фоне перевалки нефти, угля и СПГ отдельно смотрится "Ультрамар" в порту Усть-Луге с удобрениями. Лучшая динамика обусловлена тем, что терминал выходит на проектную мощность.

В условиях роста рисков и трудностей на традиционных транспортных путях укрепляются перспективы Севморпути (СМП) как безопасного с точки зрения политических и военных рисков транспортного коридора. 

Транспортные компании Объединенных Арабских Эмиратов подтверждают заинтересованность в Севморпути — эмиратский оператор DP World и «Росатом» на днях создали совместное предприятие для развития евроазиатской логистики и транзитных контейнерных перевозок по СМП

Соглашение о сотрудничестве партнеры подписали минувшим летом на полях Петербургского международного экономического форума. Согласно документу, предполагается запуск новой контейнерной линии, а также развитие портов-хабов для транзита грузов по арктическому направлению

Ожидается, что пилотный этап проекта обеспечит объем перевозок до 800 тысяч TEU. Таким образом, привлечение партнера в лице одного из крупнейших портовых операторов в мире (DP World принадлежит порядка 60 портовых терминалов) станет инструментом достижения плановых показателей грузооборота по СМП

Уже в 2024 году грузооборот по арктической трассе должен достичь 80 млн. тонн, а еще через шесть лет — 150 млн. тонн Взаимодействие «Росатома» с DP World позволит «подключить» к СМП портовую инфраструктуру на других континентах и привлечь западные инвестиции в развитие собственных портовых мощностей

В условиях тотальных западных санкций сотрудничество с ОАЭ также имеет важный геополитический подтекст — если совместное предприятие выйдет на запланированные показатели, это подтвердит эффективность СМП в качестве выгодного и безопасного маршрута  транспортировки продукции

Превращение СМП в глобальный транспортный коридор требует запуска круглогодичной навигации. Сейчас значительная часть грузопотока идет через западную часть СМП. 

Регулярная навигация в восточном направлении пока доступна только с середины июня по середину ноября. Между тем восточный маршрут — самый выгодный для экспортных грузов в страны АТР. В условиях разворота российской экономики коридор должен работать круглогодично.

Очередной шаг в этом направлении — запуск опытной эксплуатации цифровых сервисов для СМП, который открывает возможности синхронизации логистических операций и диспетчеризации флота. Сервисы станут центральным элементом цифровой экосистемы восточного маршрута.

На первом этапе заработали пять из девяти подсистем. Это цифровые сервисы для управления мореплаванием, морской безопасности, навигационно-гидрографического, гидрометеорологического и ледового обеспечения, а также мониторинга экологической обстановки. 

Система аккумулирует ключевые данные из множества источников, включая спутники, беспилотники ледовой разведки и бортовые автоматизированные измерительные комплексы. Грузоперевозчики получат к ним доступ в режиме реального времени. 

В результате перевозки в акватории СМП станут безопаснее, появится возможность сокращения длительности рейсов и оптимизации ледокольного обеспечения судоходства. Параллельно снизится стоимость перевозок, улучшится их прогнозируемость. 

До конца года сервисы будут тестировать. В случае успеха в 2024 году может открыться круглогодичная навигация в восточной части СМП. Это должно стать ключевым фактором роста показателей грузопотока до плановых 71 млн тонн.

Новая серия дизельных ледоколов для работы в Арктике будет заложена в следующем году, решение о строительстве уже принято. Об этом сообщил спецпредставитель корпорации Росатом по вопросам развития Арктики Владимир Панов

Госкорпорация Росатом станет заказчиком строительства новой серии дизельных ледоколов мощностью по 40 МВт на винтах. Закладка первого ледокола планируется в 2024 году

На данный момент известно, что в планах Росатома построить четыре ледокола по единому проекту, работу по техническому проектированию ведет ЦКБ "Айсберг" из г. Санкт-Петербурга

Какое предприятие будет строить серию не известно. Пока нет никаких подробностей, кроме примерной стоимости одного ледокола, оцениваемого в 30 млрд. рублей.

При этом не исключается, что цена в процессе строительства вырастет и вся серия обойдется не в 120 млрд. рублей, а гораздо больше. Тем не менее первый ледокол Росатом намерен получить уже в 2028 году

Ранее сообщалось, что Росатом намерен заказать еще два атомных ледокола проекта 22220 "Арктика", а также четыре дизельных ледокола для работы на Северном морском пути в связи с ростом грузопотока. Все дело в том, что после 2029 года истекают сроки службы трех атомных ледоколов "Атомфлота" — "Таймыр", "Вайгач" и "Ямал". Им на смену должны прийти ледоколы проекта 22220 "Арктика" в количестве пяти единиц, новый ледокол "Лидер" и продливший эксплуатацию ледокол "50 лет Победы". Но их все равно не хватит для обслуживания Севморпути.

Поэтому и было принято решение строить дизельные ледоколы. Изначально предполагалось, что данные ледоколы будут работать на СПГ, но потом было принято решение сделать их дизельными и полностью российскими.

В следующем году для работы в Арктике будет заложена новая серия дизельных ледоколов. Решение о строительстве уже принято. Об этом сообщил спецпредставитель корпорации Росатом по вопросам развития Арктики Владимир Панов. Госкорпорация Росатом станет заказчиком строительства новой серии дизельных ледоколов мощностью по 40 МВт на винтах. Закладка первого ледокола планируется в 2024 году. На данный момент известно, что в планах Росатома построить четыре ледокола по единому проекту, работу по техническому проектированию ведет ЦКБ "Айсберг" из г. Санкт-Петербурга. Какое предприятие будет строить серию не известно. Пока нет никаких подробностей, кроме примерной стоимости одного ледокола, оцениваемого в 30 млрд. рублей. При этом не исключается, что цена в процессе строительства вырастет и вся серия обойдется не в 120 млрд. рублей, а гораздо больше. Тем не менее первый ледокол Росатом намерен получить уже в 2028 году. 

Специалисты АО «Нордик Инжиниринг», оценивая потенциал инфраструктурных проектов для развития СМП, также выявили потребность в дополнительных судах буксирного и технического флота для существующих портов Западной и Восточной Арктики.