Митько А.В. 

Президент Арктической общественной академии наук.

Северный морской путь – российский мега-проект, вызывающий разные реакции у иностранных государств. Большинство стран, за исключением США, открыто не высказываются о перспективе использования СМП, однако их отношение можно проследить через высказывания политических лидеров, а также заглянув в арктические стратегии.

Канада и Дания рассматривают Севморпуть как потенциального конкурента Северо-Западного прохода (СЗП). Напомним, СЗП – это морской маршрут, соединяющий Атлантический и Тихий океаны через северную часть Северной Америки. При этом если СМП уже используется для перевозки международных грузов, то развитие СЗП в качестве международного транспортного коридора, вопрос далёкого будущего.

Норвегия занимает нейтральную позицию относительно СМП и поднимает вопросы его экономической целесообразности. Благодаря своему географическому положению Осло может стать ключевым логистическим центром Северной Европы, принимая грузы из Азии через СМП. Несмотря на политические разногласия, Норвегия продолжает следить за развитием арктического маршрута.

США, в свою очередь, высказывают критику по отношению к проекту и отрицают право России на контроль над СМП. США настаивает на свободном судоходстве на всём маршруте и считает российский режим СМП нарушением закона. Однако такую позицию не разделяет ближайший арктический сосед США – Канада. Оттава заинтересована в «национализации» Северо-Западного прохода, и опыт России в отношении СМП может послужить подходящим прецедентом.

Неарктические государства, особенно в Восточной и Юго-Восточной Азии, проявляют все больший интерес к Северному морскому пути. Самым активным участником в этом контексте является Китай. Предложения Пекина о совместном развитии Севморпути соответствуют текущей стратегии Москвы, которая заинтересована в привлечении иностранных инвестиций для развития инфраструктуры этой транспортной артерии, при условии сохранения контроля над ней. Тем не менее, сам Пекин действует осторожно, обосновывая свою кампанию по освоению СМП коммерческими интересами.

Южная Корея позитивно смотрит на развитие Северного морского пути. Интерес страны обусловлен, в первую очередь, её лидирующими позициями в производстве крупнотоннажных танкеров-газовозов.

Однозначно свой интерес к будущему Севморпути проявляет Индия. Россия активно привлекает индийских партнёров к инвестиционным переговорам и обсуждает финансирование портовой инфраструктуры в российской Арктике.