Митько А.В. 

Президент Арктической общественной академии наук

Мурманский порт получает плавучий док, сделанный по заказу «Атомфлота». Его целевое назначение - ремонт ледоколов проекта 22220. Док уже спустили на воду в Турции, где с его строительством управились за 1,5 года. Цена - около 5 млрд. рублей. Через год док будет доставлен в Мурманск. Он способен принять экипаж до 30 человек, длина равна 220 м, ширина 48 м, грузоподъемность - 30 тысяч тонн. 

Строительство было выполнено на стамбульской верфи Kuzey Star Shipyard. Для Турции это далеко не первый крупный заказ: компания уже строит два парома по заказу «Росморпорта» для линии Усть-Луга—Балтийск. Причем в свое время на аукцион по плавучему доку заявились исключительно иностранцы. Российские верфи просили за строительство как минимум 8,5 млрд. руб.

В целом новый док «Атомфлота» поможет частично закрыть еще одну очевидную проблему, ставшую актуальной в последние годы — ремонт судов. Недостаток судоремонтных мощностей привел к тому, что вплоть до 2022 года примерно половина судов РФ для нужд Арктики обслуживалась за рубежом — на верфях в Турции, Польше, Германии, Норвегии и Прибалтике.

В среднесрочной перспективе порт Мурманск способен стать одним из ключевых хабов по судоремонту в рамках СМП. Также на эту роль претендуют Усть-Луга и Петропавловск-Камчатский. Именно в Мурманской области планируется создать судоремонтный кластер, реализация проекта займет несколько этапов и завершится в 2026 году. Проектирование объекта уже началось. Еще одним шагом в этом направлении может стать создание ассоциации судоремонтных предприятий.

В морском порту Архангельска реализуется план развития портовой инфраструктуры. Одним из основных мероприятий плана является строительство нового терминала. Для него в Двинском заливе Белого моря будет создан глубоководный морской район. Планируется, что ориентировочная мощность нового терминала к 2040 году составит 25 млн т в год. 

Строительство терминала и глубоководного морского района будет идти в несколько этапов: 

- в 2024 году инвесторы и Правительство Архангельской области должны разработать инвестиционную декларацию, а Росморречфлот ее рассмотреть; 

- в 2025–2026 годах должна быть завершена разработка проектной документации и начато строительство; 

- в 2031 году намечен ввод в эксплуатацию нового терминала и глубоководного района морского порта Архангельск. 

Кроме того, планом предусмотрено строительство на архипелаге Новая Земля морского терминала по отгрузке свинцово-цинкового концентрата. Его планируется ввести в эксплуатацию в 2026 году. 

Значимая часть плана – обновление ледокольного флота и судов ледового класса. Принято решение о создании научно-экспедиционного судна проекта НЭС 126, которое обеспечит работу труднодоступных метеорологических станций Росгидромета и ведение экологического мониторинга в Арктике. 

Учтены мероприятия по развитию железнодорожной и автодорожной инфраструктуры, в частности строительство новых подъездных путей и мостов к действующим и новым терминалам морского порта Архангельск. 

Также в плане нашли отражение мероприятия по развитию инженерной инфраструктуры, цифровизации, безопасности судоходства в акватории Архангельского транспортного узла, кадрового и научного потенциала сотрудников. 

Ответственным за реализацию плана определен Минтранс: «Рассчитываем, что к концу следующего десятилетия перевозки через Архангельский порт как минимум утроятся, что позволит реализовать ряд крупных промышленных проектов, благодаря чему появятся новые рабочие места по всей стране», – отметил глава Правительства России.