Митько А.В.   

Президент Арктической общественной академии наук

Один из самых масштабных проектов современной России является Северный морской путь (СМП) − единственный морской маршрут между западом и востоком, находящийся в российской юрисдикции. В сложившихся геополитических условиях его значимость и роль возросли. Использование этого маршрута уже сейчас дает возможность свободно транспортировать добываемые в российской арктической зоне нефть, природный газ, уголь и снизить нагрузку на Транссиб и БАМ. Дальнейшее развитие СМП, в особенности его восточной части, нацелено на организацию безопасной доставки российских и международных грузов и создание альтернативного международного транспортного коридора.

Для его развития СМП у России есть и научно-технический потенциал, и материальные ресурсы, накоплен колоссальный опыт, освоены новые технологии. В августе 2022 года правительство России утвердило план развития СМП до 2035 года. Он включает в себя более 150 мероприятий, общий объем финансирования − почти 1,8 трлн. рублей. В числе мероприятий: строительство в Арктической зоне новых терминалов, береговых и гидротехнических сооружений, создание и развитие транспортно-логистических узлов, баз бункеровки и технического обслуживания.

Отдельный раздел посвящен созданию судов ледокольного флота, в том числе головного ледокола «Россия» проекта 10510 (Лидер), и развитию арктических судостроительных и судоремонтных производственных мощностей. Предусмотрены мероприятия по строительству аварийно-спасательного флота. Создается арктическая спутниковая группировка, которая обеспечит гидрометеорологическое и навигационное сопровождение судоходства.

Перспективные грузопотоки - грузы сырьевых проектов: ПАО «Новатэк», ПАО «Роснефть», ПАО «Газпром нефть», ООО «ГДК «Баимская», ООО «УК «ВостокУголь», ПАО «ГМК «Норильский никель».

Цель плана − обеспечить надежную и безопасную поставку продукции арктических проектов потребителям, перевозку грузов и товаров для жителей районов Севера и Арктики, создать условия для реализации инвестиционных проектов в Арктической зоне страны. План сформирован исходя из прогноза существующих и перспективных групп грузопотоков, включающих: грузы сырьевых проектов, реализуемых ПАО «НОВАТЭК», ПАО «Газпром нефть», ПАО «ГМК «Норильский никель», ПАО «Роснефть», ООО «УК «ВостокУголь», ООО «ГДК «Баимская» и др. Согласно плану, годовой грузопоток по СМП должен составить в 2024 году 80 млн. тонн, 2030 году − 150 млн. тонн, 2035 году − 220 млн. тонн

По мере изменений внешнеполитической и экономической конъюнктуры план актуализировался. Так, в конце февраля 2023 года Владимир Путин подписал Указ № 126 «О внесении изменений в Стратегию развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года»

Согласно указу, количество судов, которые должны быть построены для развития инфраструктуры Арктической зоны, увеличено. Так, вместо пяти универсальных атомных ледоколов проекта 22220 будет построено семь, а также дополнительно − четыре неатомных ледокола. Атомный ледокол проекта 10510 (Лидер) в новой версии документа − один вместо трех, запланированных ранее.

В мае 2023 года Правительство России расширило план развития СМП до 2035 года, включив в него мероприятия по разработке проектов судового оборудования и его запуску в производство. Речь идет о создании отечественных образцов наиболее значимого судового комплектующего оборудования, которое необходимо при строительстве судов ледокольного флота, грузовых судов ледового класса, а также аварийно-спасательных судов.

Наряду с определением общего вектора развития СМП и конкретного плана его реализации летом 2022 года был определен координатор судоходства по СМП. Полномочия по организации судоходства были консолидированы в госкорпорации «Росатом», которая совместно с различными министерствами и ведомствами занимается решением организационных и практических вопросов развития судоходства. Это достаточно большой блок задач. В настоящее время Росатом совместно с Минпромторгом готовит предложение по строительству судов ледового класса для Севморпути, которое должно быть представлено в правительство до 1 декабря 2023 года. Также Росатом при участии Минфина, Федеральной антимонопольной службы, Минэкономразвития и Минвостокразвития ведет подготовку концепции формирования тарифов на услуги по ледокольной проводке в акватории СМП. При необходимости она должна предусматривать меры господдержки по их субсидированию. В Правительство России она должна быть внесена к 1 декабря 2024 года.

Основными пользователями СМП на сегодня являются крупнейшие отечественные ресурсодобывающие компании, такие как «Норильский никель», «Газпром», «Роснефть», «НОВАТЭК», которые инвестируют средства в арктические проекты по добыче и транспортировке ресурсов, формируют грузовую базу

По мере реализации и развития проектов растет и объем перевозок грузов в акватории СМП. Так, если в навигацию 2012 года объем перевезенных по СМП грузов составил 3,87 млн. тонн, то в 2022 году - уже 34,1 млн. тонн. Основу грузопотока по-прежнему составили грузы от нефтегазовых проектов: нефть и нефтепродукты (7,224 млн тонн), СПГ и газоконденсат (20,489 млн тонн). Угля было перевезено 295 тыс. тонн, рудоконцентрата – 43,5 тыс. тонн. Объем генеральных грузов составил 4,248 млн тонн. Отметим, что речь пока идет исключительно о российских грузах. В сложившихся геополитических условиях транзитный потенциал СМП не реализуется.

По итогам 2023 года объем перевозок по Северному морскому пути планируется на уровне 36 млн тонн грузов. «Хотел бы отметить, что эмбарго, введенное европейскими странами на поставку российской нефти и нефтепродуктов, не только стало вызовом, но и открыло новое окно возможностей для появления дополнительной грузовой базы на СМП, – сказал на майском совещании в Кремле генеральный директор «Росатома» Алексей Лихачёв. – Сейчас мы совместно с российскими компаниями прорабатываем вопрос перенаправления российской нефти из портов Балтики на СМП как на самый безопасный и привлекательный маршрут».

На этом же совещании Владимира Путина с членами Правительства России глава Росатома сообщил, что госкорпорация совместно с ПАО «НОВАТЭК» в начале 2024 года планируют запустить круглогодичную навигацию по СМП. Это событие станет историческим для развития всей Арктики, как в части увеличения объемов грузоперевозок по арктической морской магистрали, так и в части привлечения транзитных грузов. В соответствии с майским Указом Президента России, в плане предусмотрено обеспечение роста грузоперевозок по СМП до 80 млн. тонн к 2024 г.

Что касается развития международного транзита грузов по СМП, то как раз сейчас из-за глобальной трансформации сложившихся цепочек поставок и направлений грузопотоков арктический маршрут становится привлекательным альтернативным транспортным коридором. В марте 2023 года во время визита председателя КНР Си Цзиньпина в Россию по итогам переговоров с Президентом России Владимиром Путиным было объявлено о том, что Россия и Китай готовы создать совместный орган по развитию СМП. Наш Президент сказал: «Перспективным видим сотрудничество с китайскими партнерами по освоению транзитного потенциала Северного морского пути. Мы готовы создать совместный рабочий орган по развитию Северного морского пути». Заинтересованность в создании нового транспортного маршрута проявляют и крупные игроки международной логистики. Так, в июне 2023 года Росатом и компания DP World подписали соглашение о совместном развитии евроазиатской транспортной логистики и контейнерных перевозок по СМП – перспективному торговому маршруту, соединяющему Азию и Европу и способному повысить устойчивость глобальной торговли.