Печать

Митько Арсений Валерьевич

Президент Арктической общественной академии наук, доцент ВНИИМ  имени Д.И. Менделеева

Правительство Японии в течение ближайшего года планирует приступить к сооружению новых высокоскоростных каналов связи, которые будут проложены в Западную Европу через Арктику. В  частности, самым амбициозным проектом станет первая в истории трансарктическая кабельная трасса между Японией и Европой, которая пройдет через Берингов пролив, далее протянется вдоль побережья Аляски, арктической территории Канады, обогнет с юга Гренландию и далее, пройдя мимо Исландии, достигнет побережья Норвегии и Финляндии. 

Стоимость проекта оценивается в 1,17 млрд долларов, помимо японского правительства в финансировании прокладки этой линии будет задействован Евросоюз, а также участники специально созданного консорциума Far North Fiber. В него вошли финская компания Cinia, японская Arteria Networks и американская Far North Digital. Протяженность проложенного по дну Северного Ледовитого океана кабеля в общей сложности составит 17 тыс. км, он будет состоять из 12 пар высокоскоростных оптических линий связи с внушительной пропускной мощностью 150 Тбит/с. Сообщается, что начало эксплуатации нового канала связи намечено на конец 2026 года. Участники проекта заявляют, что он откроет новые возможности обмена цифровыми данными между Японией и Старым Светом: если ранее для этого использовались более протяженные линии через Тихий и Атлантические океаны, то сейчас путь существенно сократится. 

Представители Японии говорят, что объемы обмена информацией этой страны с внешним миром стремительно растут: сейчас они более чем втрое превышают показатели 2017 года, а через десять лет объем передачи информации по международным подводным кабелям может увеличиться более чем в 15 раз. Япония давно присматривается к возможности прокладывать кабельные линии через Арктику. К настоящему времени для этого уже имеются нужные технологии: мировая телеком-индустрия готова предложить кабели, которые способны выдерживать экстремально холодные арктические условия, специально оборудованные суда могут прокладывать такие кабели в условиях сложной ледовой обстановки. Специалисты также указывают, что из-за потепления климата некоторые участки Северного Ледовитого океана в последнее время не так сильно закрываются льдом, а это тоже облегчает осуществление подобных проектов. 

Однако географическим фактом является то, что протянуть кабель из Японии через Арктику в Европу все же ближе вдоль российского арктического побережья, и ранее японские компании были готовы использовать такой маршрут. Еще в 2019 году был подписано соглашение о создании арктической линии «Арктик коннект», и в стройке наряду с японскими и финскими компаниями должен был принять участие российский оператор связи «Мегафон». Согласно плану, протяженность линии от Токио до Хельсинки составила бы 10 тыс. км, это почти вдвое короче, чем предполагается сейчас. Но в реализацию проекта вмешалась геополитическая напряженность, и в конце прошлого года сотрудничество с российской стороной было заморожено. Зато появились американцы, которые говорят своим азиатским и европейским партнерам: пусть новая линия окажется гораздо длиннее и дороже, зато к этому важному инфраструктурному объекту не будут иметь отношение Россия

Несколько лет назад, еще на стадии обсуждения прокладки кабеля «Арктик коннект» с участием японцев, в России говорили, что реализация этого проекта даст выгоды удаленным российским территориям, поскольку к новой линии связи смогут подключиться северные районы, например Якутии. В связи с отменой проекта высказывается мнение, что мы проиграем от того, что международная линия связи из Японии в Европу теперь не пройдет через Россию. Однако это не так. Наша страна вполне успешно самостоятельно обеспечивает скоростными линиями связи свои северные территории. 

Так, еще в 2021 году отечественные компании начали прокладывать «Полярный экспресс» — подводную волоконно-оптическую линию связи Мурманск — Владивосток протяженностью 12 650 км. Ее цель — развитие портовой инфраструктуры Северного морского пути и формирование цифровой экосистемы в Российской Арктической зоне. Пока реализация проекта идет по плану, и ожидается, что он будет полностью реализован к 2026 году. Одновременно и сами удаленные российские регионы предпринимают значимые усилия для того, чтобы их территория оказалась связанной скоростной кабельной телекоммуникационной инфраструктурой. Например, недавно на встрече с Президентом РФ Владимиром Путиным глава Якутии Айсен Николаев заявил, что в ближайшие три года власти республики намерены обеспечить волоконно-оптическими линиями связи все арктические районы Якутии, для чего в регионе проложат свыше 7000 км скоростных кабельных линий.

Ситуация очень напоминает ситуацию с подводными газопроводами "Северный поток". Политическая целесообразность и возможность контроля над важнейшей магистральной коммуникацией по передаче данных берет верх над экономикой. Напомним, что ВОЛС Arctic Connect должна была по проекту проходить напрямую от нашей Териберки до Чукотки (Берингова пролива) напрямую по дну Ледовитого океана. Ее длина составила бы 10 тыс км - в двое короче. А эта разница не только в стоимости прокладки, но в стоимости обслуживания, и в скорости передачи данных по ВОЛС.

В этих условиях наша ВОЛС "Полярный экспресс" с ее 12 тыс км по скорости передачи информации и обслуживанию, соответственно по цене услуг за использование гораздо конкурентнее. Правильно, что решение по "Полярному экспрессу" с неофициальным названием "Военный Интернет" России, было принято совершенно правильно и своевременно.