Митько А.В.

Президент Арктической общественной академии наук, доцент ВНИИМ имени Д.И. Менделеева

17 мая на совещании Президента Российской Федерации с членами Правительства глава Госкорпорации "Росатом" заявил о планах переориентировать грузопоток нефти с Балтики в восточном направлении через Севморпуть: «Уважаемый Владимир Владимирович, в этом году у нас ещё выше плановые показатели – 36 миллионов тонн. Мы работаем с Министерством, с грузоотправителями над выполнением этой амбициозной цифры. Хотел бы отметить, что эмбарго, введённое европейскими странами на поставку российской нефти и нефтепродуктов, не только стало вызовом, но и открыло новое окно возможностей для появления дополнительной грузовой базы на СМП. Сейчас мы совместно с российскими компаниями прорабатываем вопрос перенаправления российской нефти из портов Балтики на СМП как на самый безопасный и привлекательный маршрут. Благодаря Северному морскому пути возникла возможность переброски очень многих транспортных морских активностей с запада на восток».

Идея транспортировки нефти через СМП на восток предполагает несколько обязательных составляющих:

1. Необходимость ледокольной проводки. Количество остаточного льда в предыдущие годы дает основание полагать, что этим летом возможны (но не обязательно) варианты, когда зоны проливов будут блокированы льдом и понадобится ледокольная проводка, которая сразу же повышает стоимость перевозки.

2. Ледовые условия. В условиях чистой воды, на которую уповают, ледовый класс действительно судну не так уж и необходим. Но круговой рейс с запада на восток и в обратом направлении потребует более месяца, что делает вероятным возврат танкеров осенью, когда начинается ледообразование и ледовый класс пригодился бы танкерам, сталкивающимися с льдинами в процессе движения по каналу за ледоколом.

Заместитель директора Дирекции Северного морского пути Росатома Максим Кулинко высказал на заседании в Совете Федерации мнение, что наблюдаемое таяние льда в Арктике может лишь незначительно расширить окно навигации на СМП. Поэтому без мощного ледокольного флота использовать путь круглогодично невозможно. Он пояснил, что: «Климатические оценки свидетельствуют о том, что лед тает. При этом многолетний лед превращается в сезонный. Но в зимний период сокращение площади морского льда не столь велико. Поэтому таяние льда может лишь незначительно расширить окно навигации. 

группа исследователей из Франции и Бельгии сообщила, что глобальное потепление отразится на Русской Арктике не так сильно, как считалось раньше. По их мнению, лёд тает быстрее – это факт, но одновременно вода в океане из-за этого прогревается и испаряется быстрее. Это приводит к увеличению числа снегопадов, а они при выпадении на лед частично компенсируют потерю мощности ледового покрова.

Русская Арктика, например, архипелаги Земля Франца-Иосифа и Новая Земля, прогревается сильнее на 0,8°C каждое десятилетие. Только снега выпадает больше, чем тает: арктических метелей в Русской Арктике стало за полвека больше на треть. За таянием льдов нужно пристально наблюдать – уверены европейские ученые. Правда, делать это все сложнее из-за антироссийских санкций, ударивших и по научным проектам.

В Правительстве России находится новый федеральный проект «Круглогодичный Севморпуть». К 2030 году объем перевозок планируется в объеме 150 млн тонн. Но главная задача этого нового проекта — обеспечение именно круглогодичной безопасной навигации по Северному морскому пути, в первую очередь — в восточном направлении. В связи с этим осуществляется строительство к 2030 году 13 новых ледоколов. 

Максим Кулинко попросил у Совета Федерации отразить в рекомендациях поручение проработать возможность долгосрочного кредитования для строительства двух новых ледоколов под 2% годовых, что позволит в дальнейшем более эффективно оперировать ледоколами для наших крупных грузоотправителей.