Печать

Жуков М.А. Митько А.В.

31 июля 2022 года Указом Президентом Российской Федерации от № Пр-512 утверждена Морская доктрина Российской Федерации. В перечне учитываемых документов не упоминается Стратегия развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2019 г. № 1930-р из чего можно сделать вывод, что готовится ее новая редакция.

Среди национальных интересов доктрина указывает развитие Северного морского пути (далее – СМП) в качестве национальной транспортной коммуникации, конкурентоспособной на мировом рынке. Среди стратегических целей - повышение конкурентоспособности российского морского транспортного комплекса и СМП на рынке морских перевозок. Без повышения конкурентоспособности СМП его превращение в стратегическую транспортную магистраль Восток-Запад невозможно, так как грузопоток на нее не придет и затраты на поддержание ее инфраструктуры (в первую очередь на строительство и содержание ледокольного флота) не окупятся.

Специфика природно-климатических условий Арктики ведет к значимому росту издержек, что и является главной проблемой повышения конкурентоспособности. Существуют неустранимые издержки (например, необходимость строить и содержать ледокольный флот) и устранимые или потенциально снижаемые издержки. В советское время снижению в арктической деятельности издержек внимание уделялось и достигалось это в первую очередь за счет обеспечения инфраструктурной связности и сквозного планирования транспортных операций. Ситуации: «кто в лес, кто по дрова» старались избегать, хотя и не всегда получалось. В последние три десятилетия хозяйственной деятельностью занимается россыпь хозяйствующих субъектов в конкурентной экономической среде рыночных отношений. Они снижают собственные издержки не за счет системного совершенствования всей инфраструктурной и экономической среды хозяйствования, а за счет «рубки костов» у себя, что только ухудшает общее состояние дел. Экономический эгоизм бизнеса и системное преодоление северного удорожания в его экстремальной арктической форме – принципиально несовместимые мотивации деятельности.

О необходимости системного преодоления северного удорожания в целях выравнивания огромного разрыва конкурентных условий дискомфортной Арктики и комфортных староосвоенных регионов много лет говорят и пишут арктиковеды-профессионалы. Этой проблеме посвящено большое количество материалов настоящего сайта, который ведет совместно с другими коллегами-арктиковедами коллектив автономной некоммерческой организации «Научно-координационный центр по проблемам Севера, Арктики и жизнедеятельности малочисленных народов Севера» (АНО НКЦ «Север») – бывший научный центр Госкомсевера России. Системное преодоление северного удорожания реализуемо только в качестве направления государственной деятельности, основанной на совмещении инструментов пространственного и отраслевого планирования. Но хозяйственную деятельность у нас ведут хозяйствующие субъекты и возникает задача согласования и координации. Это может быть осуществимо только в рамках государственно-частного партнерства, теория и практика которого должны развиваться и углубляться.  

Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июля 2022 года №1318 «Об утверждении Положения об осуществлении Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" от имени Российской Федерации функций учредителя и прав собственника имущества в отношении федерального государственного бюджетного учреждения, создаваемого в целях организации плавания судов в акватории Северного морского пути» определило порядок осуществления от имени Российской Федерации Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" организации плавания судов в акватории СМП силами создаваемого в его структуре федерального государственного бюджетного учреждения "Главное управление Северного морского пути" (распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 июля 2022 г. № 2019-р) в состав которого входит Штаб морских операций.

Сосредоточение в одних руках управления судоходством и ледокольными проводками в акваториях СМП и Арктического морского транспортного коридора в целом существенно повысит безопасность судоходства и ритмичность транспортных операций. Для повышения конкурентоспособности это важно, но недостаточно. Пользователями СМП являются не столько судовладельцы, сколько отправители и получатели грузов. Именно они – основные клиенты, в интересах которых осуществляются грузовые операции и от их решения зависит, по какому маршруту и какими транспортными средствами перевозки будут осуществлены. Для них важны три основные фактора: цена, время, удобство. Вопросы безопасности на трассах СМП в целом проблемой не являются и рассмотрены нами в тексте «Северный морской путь в системе международных транспортных коридоров» раздела «Арктическая транспортная система». Есть проблема страхования морских грузоперевозок по СМП, но она решаема созданием национальной системы страхования морской деятельности. Тайминг транспортировки по СМП в значительной мере находится в руках Главного управления Северного морского пути – как оно сработает – такой и будет. Вопросы цены и удобства рассмотрены в серии статей: «Как сделать Северный морской путь эффективным», «О едином органе управления Северным морским путем», «О месте рыночных инструментов в системе управления Северным морским путём», размещенных на данном сайте. 

Проблема - в оптимальным образом осуществляемой интеграции большого количества участников различных видов обеспечивающей деятельности для формирования интегральной пакетной услуги «Технически, организационно и информационно обеспеченный график движения судна (груза)». Это полная пакетная услуга пользователю СМП, от точки входа до точки выхода. Причем, речь идет не просто об акватории СМП, а об обеспечивающих портах отправки на трассу СМП судна или груза. Например, Мурманск и Петропавловск-Камчатский. Решая эту проблему, Росатом должен будет договариваться и координировать эту деятельность с другими хозяйствующими субъектами, будучи сам хозяйствующим субъектом. Это обстоятельство может оказаться осложняющим фактором, а может и упростить решение вопроса. Все зависит от желания и гибкости договаривающихся сторон.