Митько Арсений Валерьевич, к.т.н., доцент кафедры «Теоретическая и прикладная метрология» Всероссийского НИИ метрологии им. Д.И.Менделеева,Вице-президент Арктической общественной академии наук.

В свете особого внимания Президента России  Владимира Путина к планам, связанным с развитием АЗРФ, первостепенной важности в этой связи СМП, последнее время звучат оптимистические планы о скорой круглогодичной навигации, однако, представляется, что в ближайшие годы коренным образом изменить текущую ситуацию вряд ли получится. 

Необходимо определиться с терминологией. «Росатом» справедливо констатирует, что уже сейчас осуществляются единичные проводки круглый год; а планы «НОВАТЭКа» с 2023–2024 гг. выйти на круглогодичную навигацию связаны не со всем СМП, только с западным его сектором; в то время как ледовая обстановка в восточном секторе значительно сложнее, проход по нему без ледокольной проводки практически невозможен зимой и весной. Поэтому под круглогодичной навигацией по СМП мы понимаем регулярную круглогодичную навигацию с гарантированными скоростными режимами по всей его протяженности.

Говоря о проблемах, возникающих при реализации этого проекта, как иллюстрацию приводят ситуацию 2021 года, когда в акватории СМП застряло более двух десятков судов с грузами. Тогда эксперты выделили три основные причины: организационную, ледокольный флот и спутниковые системы.

Организационная проблема постепенно решается, сначала «Росатом» получил навигационные функции Минтранса. Недавно на ПМЭФ было объявлено о создании Федерального государственного бюджетного учреждения «Главное управление Северного морского пути». Таким образом создается единая система управления логистическими потоками на Арктических акваториях. 

Проблема ледоколов может решаться только по мере их строительства. Считается, что для эффективной работы на СМП необходима постройка шести ледоколов. Планы строительства по состоянию на начало 2022 года позволяли организовать регулярную навигацию, причем, было мнение, что на круглогодичную выйти все равно пока не получится, максимум – десятимесячную не ранее 2027-2030 годов. При этом отмечалось, что на сегодняшний день возможности судостроительной отрасли не соответствуют потребностям СМП в части обеспечения регулярного судоходства в регионе. 

В свете проблем, связанных с необходимостью импортозамещения, с одной стороны звучат тезисы о том, что санкции не повлияют на ход строительство, но с другой стороны по факту уже вдвое увеличились сроки ремонта, так как раньше суда ремонтировались в том числе в Европе. Представляется, что вопрос пролонгации запланированных сроков постройки ледоколов еще может встать на повестке дня, что скажется и на сроках круглогодичной навигации. 

Для обеспечения круглогодичной навигации необходимо не только создание спутниковой группировки, но также сети автоматических пунктов наблюдений: необходима поддержка бесперебойной одновременной работы до 40 наземных автоматических пунктов наблюдений в удаленных точках западной (14 пунктов) и восточной (26 пунктов) Арктики. 

На сегодняшний день запущен первый гидрометеорологический космический аппарат «Арктика-М», второй планируется к запуску в 2023 году. Создаваемая орбитальная группировка в составе двух спутников «Арктика-М» обеспечит гидрометеорологический мониторинг в акватории СМП до 2026 года, однако специалисты утверждают, что для обеспечения круглосуточного мониторинга должны летать четыре. Пусковая статистика «Роскосмоса» последних лет в целом внушает оптимизм, но традиционная для отрасли отсрочка стартов по Федеральной космической программе заставляет предположить, что сроки могут быть не выдержаны.

На основании имеющейся информации можно констатировать, что обеспечить регулярную круглогодичную навигацию с гарантированными скоростными режимами по всей протяженности СМП вряд ли получится ближайшие несколько лет, хотя определенные частичные успехи вполне могут быть достигнуты.