Митько Арсений Валерьевич. 

Вице-президент Арктической общественной академии наук, Главный специалист ВНИИМ имени Д.И. Менделеева, кандидат технических наук, доцент 

Продолжение темы статьи "Не тот мореход, кто льдов не боится, а кто подстраховаться не ленится".

Комментируя ситуацию с попавшими в ледяной плен 24 судами в акватории Северного морского пути можно отметить, что период свободного судоходства по СМП по-прежнему ограничен. При этом саму проблему с застрявшими во льдах судами эксперт назвал скорее эпизодической, чем системной

Потихоньку улучшается прогнозирование ледовой обстановки и в этом плане ситуация будет улучшаться. Последние 20 лет ноябрь, как правило, еще более-менее судоходный период и на текущий ноябрь прогнозировалась сравнительно легкая ледовая обстановка. Но она оказалась тяжелее. Вот судоводители и попали в ледовый плен из-за ошибки прогноза. Суда, которые там встали, не очень приспособлены к тяжелым льдам. Ни один газовоз НОВАТЭКа ледового класса Arc 7 проблем не имел. 

Произошедшее показывает, что пока судоходство по СМП - сложный процесс. Для проводки караванов нужны атомные ледоколы. Их не оказалось из-за ошибки прогноза и данная ситуация – пока не показатель системной проблемы. Аналогичную точку зрения высказывают и в Росатоме. По словам его представителя уже создан оперативный штаб для разрешения ситуации на СМП и начались мероприятия по ее исправлению. До конца декабря все проблемы с проводкой судов будут решены, а северный завоз будет выполнен в полном объеме, добавил он.

Первая часть «Певекской операции» закончилась - атомный ледокол «Таймыр» утром 7 декабря перехватил в Карском море «подопечных» у аналогичного ледокола «Вайгач» и завершил вывод следовавших на запад судов. Экипаж ледокола «Вайгач» отработал на «отлично». Проводка такого большого и разношёрстного по своим характеристикам каравана в таких ледовых условиях - не рядовая задача. Но задача завоза грузов в Певек не решена. Ледокол «Новороссийск» ещё должен вывести из Певека сухогруз «Лев Яшин» и завести в Певек грузовой теплоход «Аркадий Чернышёв», который дрейфует в районе Берингова пролива в ожидании ледокола.  Этой зимой мы увидим еще поход ледокола «Арктика» с двумя или тремя судами на восток, что станет хорошей проверкой возможностей ледокола после ремонта. Также весной, возможно, увидим рейс ледокола «Сибирь», если все сложится. Это будет вторая часть «Певекской операции».

В настоящее время ледоколы приступили к своей плановой работе в Обь-Енисейском районе, а ледокол «Ямал» двинулся к Берингову проливу для сопровождения судна «Pugnax», которое доставляет модули для строительства завода СПГ на месторождении «Утренний» (район № 2 порта Сабетта). 

Подводя итог, поддержу общий смысл предыдущей статьи. 

Широкая огласка ситуации, возникшей на Севморпути обнажила проблемы управления, что скорее хорошо, чем плохо. При этом никто из судов не подал сигналы бедствия, никто не умер от голода или от отсутствия медицинской помощи. Не повторились «Челюскин» или «Нина Сагайдак». Но планируйте морские операции заранее. Море ошибок не прощает. Если сомневаетесь - используйте одно из первых морских правил: «считать себя ближе к опасности».