Жуков М.А. член Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации

Норвежская независимая газета  «High north news», издаваемая Центром Крайнего Севера Северного университета, сообщает, что впервые за четверть века канадская береговая охрана приобретает у Норвегии ледокол CCGS "Captain Molly Kool", названный в честь первой на Североамериканском континенте женщины-капитана Мертл Кул.

Ледокол, относимый к категории "средний", эксплуатировавшийся до этого на Балтике и у о. Сахалин, способен со скоростью 3 узла двигаться во льду толщиной до 1 метра. Судно, длинной 93,7 м и  шириной 18 м, имеющий экипаж 19 человек, будет базироваться в Сент-Джон-Ньюфаундленде на Атлантическом побережье Канады. 

Министр по делам рыболовства, океанов и береговой охраны Канады Джонатан Уилкинсон по поводу приобретения  "Captain Molly Kool" заявил: “Мы рады принять CCGS "Captain Molly Kool" в состав канадского флота береговой охраны. Этот ледокол окажет существенную поддержку судостроительной промышленности, а также обеспечит безопасность канадцев на наших водных маршрутах. Канадцы могут гордиться мужчинами и женщинами, которые служат в нашей береговой охране, и важной работой, которую они выполняют на всем пространстве, от берега до берега”.

До этого момента у Канады было 15 судов ледового класса: 2 тяжелых, 4 средних, 9 многоцелевых кораблей и 2 судна на воздушной подушке. Старение ледокольного флота вызывало беспокойство и в 2016 г. канадское правительство произвело ревизию закона о транспорте, по итогам которой был сделан вывод о плохом состоянии канадских ледоколов. В подготовленном отчете говорилось, что канадские ледоколы - самые старые в мире: в среднем им по 33,8 лет, по сравнению с 18,1 у России и 20,6 - у Соединенных Штатов. Комиссия также установила, что ледокольное присутствие канадской береговой охраны сокращается, в то время как судоходство активизируется.

Последним вступившим в строй до CCGS "Captain Molly Kool" ледоколом был принятый в 1993 г.  CCGS "Тerry Fox".  Квебекская верфь Дейви,  ремонтировавшая "Captain Molly Kool", получила $600-миллионый контракт на переделку еще двух средних норвежских ледоколов под нужды Канады. 

В США, выступая на церемонии смены командующего береговой охраны. президент Трамп заявил: "Я рад сообщить, что береговая охрана сейчас на пути получения своего первого нового тяжелого ледокола впервые за более, чем 40 лет, и много других кораблей, и лодок, и оборудования, и всего, что вам необходимо". Портал USNI News сообщает, что береговая охрана хочет ввести его в эксплуатацию в 2023 году, но насколько можно понять, финансирование пока не открыто. Стоимость приобретения нового тяжелого полярного ледокола ранее была оценена неофициально примерно в один миллиард долларов, но береговая охрана и флот теперь считают, что три тяжелых полярных ледокола могут быть приобретены за общую сумму около 2,1 миллиардов долларов.

Американский портал Business Insider пишет. что береговая охрана была вынуждена отказаться от участия в учениях НАТО Trident Juncture 2018 в Арктике из-за опасений, что единственный тяжелый ледокол США Polar Star может выйти из строя, и тогда придется обращаться за помощью к России. Ледоколу более 40 лет и экс-командующий береговой охраны США адмирал Пол Цукунфт говорил, что специалисты вынуждены использовать детали с однотипного корабля только для того, чтобы "эта штука работала".